Добавить в избранное
Сделать стартовой
+7 (985) 766-8486 +7 (916) 385-1937 Russian   |   English   |   French   |   Deutsch   |   Italiano   |   
В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ
Отправить письмо   



Календарь событий

<<< август 2019 >>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  


Расчет расстояния между городами
От:
До:

(на ATI.su)

КАРАВАНЦЕНТР. Автодома, жилые прицепы. Продажа аренда кемперов
Страхование Зеленая карта Green Card ОСАГО КАСКО Страхование путешественников
Автобагажники THULE
President of Russia
Russia Hotels, Tourism and Travel Information
probeg.ru
http://www.auto-travel.ru/
ГИЛЬДИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

 АВТОТУРИЗМ

Далеко ли до Красного моря, или как попасть в Иорданию...
Автор: Михаил Кузьминых.
04-02-2006 Небольшое пояснение: описание данной поездки , в основном,техническое, описания достопримечательностей минимально...

Сразу оговорюсь, что просто доехать до Иордании на автомобиле не очень выгодно. По самым скромным подсчетам только на автомобиль: бензин, разрешения и страховки уйдет примерно 420 долларов, 150 долларов на человека на визы, ну и плюс питание и ночлег. Этот расчет проведен по маршруту: Москва-Киев-Кишинев-Констанца-Варна-Стамбул-Анкара-Дамаск-Амман-Аккаба, по которому мы проехали с 28 декабря 2004 год по 3 января 2005 года. Его длина примерно 4500 км с заездом на осмотр достопримечательностей по дороге. Существуют еще два основных варианта попадания на Ближний Восток: паром через Черное море из Сочи в Трабзон, либо через Грузию и Турцию. Поскольку конкретных вариантов движения много, описание маршрута я разобью по странам и по возможности опишу их все, включая особенности проезда через Иран и Азербайджан, через которые мы возвращались назад.


Украина.


Мы въезжали на Украину по трассе М-3. Народу на переходе совсем не было, говорят, что здесь часто так бывает. Обе таможни прошли минут за 30. На российской стороне взяли сбор 50 руб. с машины. Украина, похоже, все-таки ввела обязательное страхование гражданской ответственности, но покупать его следует только на украинской территории, после прохождения таможни. Внимание! Купленная с российской стороны страховка недействительна. Стоимость полиса я не знаю, потому что у нас была «зеленая карта», номер которой куда-то записали и нас отпустили. Любые сборы, которые с вас пытаются взять за территорией погранперехода можно не платить. Трасса М-3 не очень оживленная и не очень ровная, как с украинской, так и с российской стороны. В районе населенного пункта Копти дорога выходит на трассу Е-95 Санкт-Петербург-Одесса, по которой через Киев надо ехать до поворота на Кишинев и дальше по трассе М-21 до самой границы с Молдовой. Протяженность маршрута по украинской территории составляет 756 км.


Практически все переходы на границах Украины круглосуточные, за исключением, может быть, самых мелких. При въезде на границе необходимо заполнить иммиграционную карточку и если попадутся особо вредные таможенники-вымогатели, таможенную декларацию. Вообще, просьба заполнить таможенную декларацию на украинской таможне, равнозначна фразе: «Дай денег». Если вы проявите определенную настойчивость в непонимании ситуации, то можете избежать утраты некой суммы из вашего кошелька, в обмен на потерю некоторого количества времени. На крупных переходах деньгопрошение встречается все реже. По поводу провоза наличных денег: на вопрос «надо ли декларировать 1500 долларов на человека», таможенник ответил «не издевайтесь надо мной». На счет больших сумм ничего сказать не могу.


Гаишники не очень вредные, хотя и ждут пожертвований, для чего иногда останавливают иностранный транспорт. Имейте в виду, что украинский гаишник за обычное нарушение права у вас забрать не может, поэтому если чувствуете свою правоту, можете упираться до последнего. Но если нарушение все-таки есть, небольшую сумму пожертвовать все же придется. Если есть желание – торгуйтесь, вы же едете на Восток. Например: год назад при объявленном мне штрафе в 50 долларов за отсутствие техосмотра, я после получасового торга заплатил 5. Украинские гаишники очень изобретательны и могут придумать кучу всяких нарушений, знайте на 95% это полный бред, проявляйте терпение, стойте на своем.


Стоимость топлива на Украине такая же, как в России. Гривна свободно меняется на всех крупных переходах в любое время суток в одну и в другую сторону по нормальному курсу. 28.12.2004 курс на границе был 5,2 гривны за доллар. Переночевать проще всего в мотелях, которых особенно много на трассе Е-95. Мы за номер с телевизором и душем отдали 125 гривен.


Молдова.


С украинской стороны погранпереход в сторону Кишинева на трассе М-21 называется Платоново. Покинув гостеприимную территорию Украины, вы попадаете в Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР), а это совсем не Молдова. Но пусть вас это не пугает: таможня у них оказалась общая, а на выезде из ПМР в Молдову у нас только забрали бумажку, которую дали на въезде. Деньги у них тоже разные, поэтому на границе мы их менять не стали. Протяженность приднестровского участка на маршруте 21 км. На границе с молдавской стороны стоят украинские миротворцы. Они не страшные, но попросили пожертвований. Мы пожертвовали оставшиеся у нас 10 гривен. Молдаване взяли с нас какой-то сбор в размере 10 евро. Бумаг никаких не дали, хотя я просил, и не зря: на выезде про этот сбор спрашивали, но за 5 долларов вопрос замяли.


Через территорию Молдовы в Румынию можно двигаться тремя путями: через погранпереход Леушены, через Кахул или через Джурджулешты. Мы воспользовались последним вариантом, как самым коротким.


Деньги поменяли в Кишиневе по курсу 16,2 молдавских лей за один евро. Круглосуточный обменник находится в супермаркете возле цирка. Стоимость 95-го бензина 7,55 лей за литр, одинакова по всей стране. Кафе на дороге очень много, но имейте в виду, что по вечерам в них собираются шумные компании, и посторонним там часто нет места, а часам к десяти вечера в них еще и заканчивается еда.


Если ехать на погранпереход Леушены, то в Кишинев можно не заезжать. Если ехать в Кахул или Джурджулешты, то проще пробираться через город. Указателей в нем немного, но после двух остановок для уточнения дороги, мы легко нашли выезд из города. Из Кишинева надо искать выезд не на трассу М-3, как показано на карте, а на город Хынчешть, затем на Чимишлю, и только после Чимишли дорога выходит на трассу М-3. Никаких указателей о принадлежности дорог, к каким либо трассам или маршрутам нет. Указатели стоят только от одного города до другого, а до конечного пункта трассы ни километража, ни указателей нет, поэтому движение постоянно надо корректировать по карте. С разметкой, указателями и прочими дорожными знаками имеются некоторые проблемы, дорожное покрытие удовлетворительное. Основные проблемы с ориентированием начинаются после города Вулкэнешть. Прямой дороги, как показано на карте нет. Из Вулкэнешти следует выезжать по указателю на Джурджулешти, но если ехать все время прямо, вы попадете на погранпереход с Украиной. Чтобы попасть на правильную дорогу надо в 13 км от города повернуть направо, а вот указателя на повороте нет никакого. По этой дороге вы попадете в поселок Слободзия-Маре, а там до Джурджулешти всего 12км.


Погранпереход с Румынией находится прямо на окраине поселка, на берегу реки Прут. Переход цивильный, круглосуточный, народу практически не было. Кроме уже упомянутых 5 долларов мы заплатили небольшой сбор. Поменяли 50 долларов на румынские леи по курсу 28000 лей за доллар и были отправлены в сторону Румынии.

По Молдове мы проехали 270 км.


Румыния.


Перед таможней взяли экологический сбор 130000 лей. Оформление документов заняло минут 20. Попросили взятку. Я дал 50000 лей, обиделись. Я сказал, что мы не коммерсанты, а туристы и обижаться на нас нечего, таможенники с этим согласились.


Город Галац начинается почти сразу от таможни. Сначала идет громадная промышленно-складская зона, а затем сам город. Указателей много на румынском языке, на английском не дублируются. Чтобы попасть на дорогу в сторону Констанцы необходимо переправиться на другой берег Дуная. Моста ни в Галаце, ни в следующем городе Бриэла нет. Паром работает с 6-00 до 22-00 и стоит 90000 лей, ходит часто и переправа занимает минут пять, имеется в обоих городах. Чтобы попасть на паром следует ехать по указателям на Констанцу или Тулчу, и они выведут вас на пристань. Ближайший мост через Дунай находится примерно в 100 км южнее города Бриэла на трассе Бухарест-Констанца в районе населенного пункта Джурджени, и по каким указателям ехать до него я не знаю. По километражу круг небольшой, но все указатели и в Галаце и в Бриэле указывали только на паром.


Мы переночевали в Бриэле в центральной гостинице: 1170000 лей за 2-х местный номер со всеми удобствами. В Галаце такая же гостиница стоила 1320000 лей.


Дороги в Румынии узкие, но с очень хорошим покрытием, с хорошей разметкой и указателями. Через каждый километр стоит километровый столбик с указанием расстояния до большого ближайшего населенного пункта и ближайшего областного центра, к которому ведет эта дорога. С питанием на дорогах плохо, с 92-го года ничего не изменилось, мотелей тоже не видели. Бензин стоит в районе доллара за литр, но мы в Румынии не заправлялись.


Констанца большой город с громадным портом. Объездная дорога есть только частично, и мы в Констанце заблудились, хотя указателей достаточно много.


Границу с Болгарией можно переходить в двух местах: в районе города Мангалия, прямо на берегу Черного моря, или в районе поселка Негру-Воде, в сторону болгарского города Толбухин. Мы выбрали первый вариант. Народу на переходе не было совсем, румынскую границу прошли минут за 10. Взяли сбор 50000 лей.


По Румынии мы проехали около 250 км, страна оставила очень приятное впечатление.


Болгария.


После начала разговора с болгарскими пограничниками, создалась полная иллюзия, что мы вернулись в Россию. На русском разговаривали все, и многие без акцента. Документы оформили минут за 20, правда, лица многих работников таможни особо приветливыми назвать было нельзя. Взяли сбор 10 долларов, спросив, где мы будем выезжать из страны, видимо это имело значение. Мы поменяли 50 долларов по курсу 1,39 лева за доллар.


Пообедали на окраине большого поселка Шабла в 25 км от границы в очень неплохом стейк-баре за 14,5 левов. По Болгарии ехать очень легко, все указатели на русском (болгарском) языке, все вокруг понятно и очень по-нашему. Варна проходится легко по указателям, и за Варненским заливом, через который перекинут прекрасный мост, дорога уходит в горы. От Варны до Бургаса 135 км, из них около 80 км по горам. Дорога пересекает несколько горных хребтов, наверное, очень красивая, но мы ее проехали в темноте. На этом участке отличная разметка, знаки, но много машин. Бургас надо проезжать через город, по указателям на Созопол. Из города уходит дорога прямо по берегу моря и на одной из развязок стоит указатель на Малко-Тырново. Малко-Тырново - городок рядом с турецкой границей, от Бургаса до него около 80 км. Дорога к границе пустынная, не очень хорошая, идет по среднепересеченной местности. Машин очень мало, и мне временами казалось, что здесь вообще нет погранперехода. От Малко-Тырново до границы еще 9 км все время в гору. Граница находится на перевале, видимо высоком. Переход оказался очень оживленным, сразу откуда-то появилось очень много машин, но мы все прошли быстро, денежных затрат не потребовалось.


По Болгарии мы проехали около 350 км. Стоимость бензина АИ-95 составляет 1,35 лева за литр. В Бургасе удалось заправиться за доллары, на 20 долларов налили 18 литров бензина. Страна оставила неплохое впечатление, очень похожа на Россию.


Есть еще один вариант проезда Болгарии и Румынии, он более традиционный, но длиннее. Маршрут проходит от молдавского погранперехода Леушены, через Бухарест, Русе, Шипкинский перевал, Стара-Загору и выходит на погранпереход с Турцией Капитан-Андреево. Погранпереходы здесь намного крупнее, поток машин больше, хорошо это или плохо я не знаю. Зато, двигаясь по этому маршруту можно посетить Бухарест, проехать через знаменитый Шипкинский перевал, а если уйти в сторону километров на 200, то можно заехать в Софию. Но по скорости маршрут, которым прошли мы, я думаю, наиболее оптимален.


Турция.


Погранпереход Дерекей оказался очень оживленным, на нем тусовалось очень много всякого народа. Вообще то переходы на востоке, не знаю как в Европе, устроены немного не так, как у нас. Ты подъезжаешь к переходу, оставляешь машину на стоянке и идешь в здание для оформления всех документов. В здании мы купили визы по 20 долларов за штуку, которые нам тут же открыли, оформили документы на ввоз автомобиля за 13 долларов, поменяли деньги: 100 американских долларов на 140 млн. турецких лир. Также здесь можно покушать, сходить в туалет и посетить магазины «duty free». После всего этого вы заезжаете в таможенную зону, у вас проверяют документы, осматривают автомобиль и отпускают. Вся процедура заняла чуть больше часа, из которых полчаса турки пили чай и не работали.


После границы дорога долго шла вниз, потом по равнине и вышла на автомагистраль Эдирне-Стамбул, по которой идет весь поток транспорта из Европы. Мы проехали немного по автомагистрали и свернули в город Чорлу, где переночевали за 30 млн. лир за номер с удобствами.


31 декабря. Подъезжаем к Стамбулу, машин море, причем не только легковых, на скоростном автобане пробка, но она все время движется. Автобаны в Турции все платные, рядом всегда есть бесплатная дорога, даже в самых узких ущельях. Оплата производится так: перед въездом стоит автомат, где, нажав на кнопочку, вы получаете магнитную карту, на выезде вы ее отдаете оператору, который вам называет сумму к оплате. На выезде всегда есть полосы для пропуска спецтранспорта и машин с проездными, они всегда расположены левее платных полос. Не заскочите на них, т.к. машины по ним идут почти, не притормаживая, а за пунктом оплаты всегда стоит полиция. Что они сделают, я не знаю, но когда в 92-м году я проскочил въездной турникет, мне просто вежливо объяснили, что надо делать, но тогда по автобанам почти никто не ездил. В нынешней толчее, если вы ошибетесь, то будете чувствовать себя дикарем из Папуа-Новой Гвинеи.


Возле Стамбула сосредоточена почти вся экспортоориентированная промышленность Турции. Здесь рядами стоят заводы Colin's, Levy's, Lacosta, с другой стороны дороги заводы Dunlop, Michelin, Bridgestone и т.д. Почти все автомобили, которые ходят по турецким дорогам тоже местного производства: Ford, Mercedes, Opel, Renault. Те турецкие автобусы Мерседес, которые эксплуатируются в России, в Турции стоят в резерве, как у нас паровозы. В целом автопарк современный.


Если ехать по автобану, точной границы Стамбула вы не найдете, никаких указателей нет. Если вы хотите попасть в город, советую заранее обзавестись картой, которую можно купить в Москве за 10 долларов. Мы денег пожалели, и центр Стамбула так и не нашли, карту в самом Стамбуле тоже не смогли найти. Указателей "SEHRIN MERKEZINE"(читается "шехрин меркезине"), которые обозначают, центр города в Стамбуле тоже нет. Еще одна неприятная особенность Турции, что все дорожные указатели только на турецком языке, а их английская транскрипция не всегда совпадает, лучше заранее выучить турецкий алфавит. По крайней мере, у турков все буквы читаются и имеют только одно значение, что уже намного проще.


Проезд через Босфор по мосту стоит 3 млн. лир, проезд Стамбул-Анкара(350 км) 7,5 млн. лир. Поели в Стамбуле на 7 млн.: суп, 3 кебаба и 4 чая. Чай, салат и кебаб по-русски и по-турецки произносятся одинаково. Машину помыли за 2 млн. лир. Приятно, что дороги не только хорошие, но и очень чистые, проехав от Стамбула больше 500 км в дождливую погоду, машина почти не загрязнилась.


От Стамбула до Анкары отличный платный автобан, объездная Анкары бесплатная по 4 полосы в каждом направлении. Если ехать на юг сразу к Средиземному морю, надо уходить по указателям на Адану и Мерсин, если вы хотите попасть в Каппакодокию, то лучше ехать в сторону Кириккале, а потом на Кайсери. Ночевали мы в 15 км, не доезжая города Киршехир, в отличном современном мотеле за 30 млн. лир на двоих, здесь и встретили новый год.


Каппадокия – одно из самых необычных мест на нашей планете. О том, что она представляет собой, лучше узнайте из путеводителей, или приезжайте прямо в город Невшехир, который является как бы центром всего туристического района. В самом городе и вокруг великое множество всевозможных гостиниц. Гюреме, вокруг которого расположены основные достопримечательности Каппадокии, находится в 8 км к северо-востоку от Невшехира, легко найти по указателям. Вход на охраняемую территорию в самом Гюреме стоит 18 млн., в национальный парк, который расположен в 2 км севернее еще 12 млн. Мы никуда не входили, т. к. увиденного на неохраняемой территории нам для первого знакомства вполне хватило. Южнее Невшехира, на дороге в сторону Средиземного моря находятся два подземных города, открытых для осмотра Каймаклы и Деринкуй, входы в них находятся в одноименных населенных пунктах. Входной билет в эти города стоит по 5 млн. лир.


Из Каппадокии мы поехали дальше в сторону Средиземного моря, через Деринкуй, где и вышли на трассу Анкара - Адана - Газиантеп, которая вскоре превратилась в автобан. Автобан тянется до города Искендерун, от которого до сирийской границы 65км, если ехать на Алеппо. Поели в обычной столовой для водителей, которые на автобанах расположены только на специальных стоянках, да и то не на всех, за 13,5 млн. Вообще на автобанах весь сервис расположен только на стоянках, и расстояние между заправками может превышать 50 км, на обычных дорогах заправок тоже не очень много, в основном, они расположены возле крупных населенных пунктов. Стоимость бензина просто убивала: 2,3 млн.(1,7 доллара) за литр бензина супер, диз. топливо стоит 1,7 млн. лир. Больше, чем на 60 млн. рука не поднималась заправиться.


От Искендеруна мы поехали вдоль Средиземного моря через Антакию в сирийский город Латакия. От Антакии до сирийской границы обалденная горная дорога, но мы ее прошли, как обычно, в темноте. На самой границе стоит городок Йайладагы, который проезжается по прямой и в 3 км за ним граница, указателей до границы нет. Машин на переходе не было, и турецкую таможню мы прошли минут за 10.


По Турции мы проехали примерно 1600 км, по прямой километров на 150 короче. Впечатление от страны – Европа.


Сирия.


Граница работает круглосуточно. Обстановка очень домашняя. Все работники таможни сидели в каморке с надписью "Bank of Syria" и ели из большой сковороды мясо с хлебом, предложили и мне. Я отказался, но они настояли, чтобы я посидел с ними. После ужина работа продолжилась, нам оформили документы: страховку, разрешение на въезд, поменяли деньги. 10 долларов поменяли мелкими купюрами, как оказалось, это надо для дачи взяток. Обязательство обратного вывоза стоит 45 долларов, страховка 30 долларов, действительна в течение 1 месяца. Для того чтобы нам ее оставили, на выезде мы отдали 5 долларов. Курс обмена: 50 сирийских фунтов за доллар. Сирийские деньги местные называют сури. 450 сури ушло на взятки на въезде. На больших переходах взяток не берут, т. к. все платежи идут через банк. Всего на четырех сирийских таможнях мы отдали на взятки 25 долларов.


От границы до Латакии 65 км не очень хорошей дороги: плохой асфальт и нет разметки. Латакия большой портовый город. Ночевали в отеле «Палас» с видом на порт и немного на Средиземное море, гостиница обошлась в 1950 фунтов.


Утром двинулись дальше на юг. В 50 км от Латакии, напротив города Баниас, на высоченной горе находится крепость крестоносцев Кат'эт Маркаб. Найти ее очень легко, видна она из далека, а чтобы проехать к ней надо найти указатели на Al Marcab citadel, которые начинаются прямо с автомагистрали. Вход в крепость стоит 150 сури. Впечатления неописуемые. Температура на средиземноморском побережье Сирии около 20 градусов.


От Латакии вдоль берега и дальше на Дамаск идет отличный автобан, который в районе города Хомс выходит на автобан Алеппо - Дамаск - граница с Иорданией. Еще две скоростных дороги это: Латакия - Алеппо и Дамаск-граница с Ливаном. На автобанах скорость для легковых автомобилей 110. Полицейских с радарами не видели, да и просто патрульных машин очень мало. Культура вождения очень высокая, левый ряд почти всегда свободен, а машина, идущая на обгон, метров за 300 предупреждает морганием о своем приближении, даже если обгоняемый идет по правой полосе и ей не мешает, а непосредственно при обгоне еще и сигналит. Очень много грузовиков, среди них немало МАЗов. Много Жигулей 10-го семейства и ВАЗ-2115. Бензин стоит 25 сури за литр и не делится на сорта, просто бензин.


На полпути от Тартуса до Хомса, напротив городка Тель-Калах, находится еще один замок крестоносцев Crac de Chevaliere. Он более раскрученный и боле посещаемый, возле него даже есть гостиница. Мы туда не поехали, т. к. шел очень сильный ливень. Зато заехали в город Хама, для чего вернулись на 45 км от Хомса в сторону Алеппо. В Хаме находятся громадные водяные колеса, они действующие, но во время нашего посещения не работали. Найти их легко: они расположены в центре города в парке.


В Дамаск въезжали в сумерках, в самый час-пик. Знаменитых пробок, о которых нас предупреждали даже на границе, мы не заметили. А вот припарковаться в центре города действительно проблема: надо либо немного отъехать от торговых рядов, либо найти место в переулке, т. к. на центральных улицах много полицейских готовых быстро выписать вам штраф. Ориентироваться в Дамаске, да и во всей Сирии очень легко. Много указателей и практически все они сдублированы на английский язык. Например, указатели на Иорданию начинаются прямо из центра Дамаска. А вот владение английским языком очень слабое, но разговаривать почему-то с сирийцами проще, чем с иорданцами. Может быть, сказывается социалистическое прошлое страны, и мы с ними просто одинаково думаем.


На сирийско-иорданской границе два автоперехода: на трассе Дамаск-Амман - большой и цивильный и на окраине города Дераа, который мы с первого раза даже не нашли, но тоже цивильный. Для обратного въезда в Сирию нам пришлось еще раз покупать сирийскую визу, по 20 долларов за штуку и оформлять ввоз автомобиля за 42 доллара, страховка у нас была. Пограничник, оформляющий визу, поинтересовался: на машине мы или нет, хотя вникать правду мы ему сказали или нет, не стал, а с его чиновничьего места это не видно.


Возвращались из Иордании мы по маршруту Дамаск – Пальмира – Дэйр-эз-Зор – Эль - Камышлы. Проехали по объездной дороге Дамаска, которая оставила неприятное впечатление, дорога в стадии интенсивного строительства. Поворот на Пальмиру или Тадмор находится в 25 км севернее Дамаска на магистрали Дамаск - Алеппо. От Дамаска до Пальмиры 270 км.


Переночевали в городке Тадмор, который находится прямо рядом с Пальмирой. Двухместный номер – 20 долларов. Утром осмотрели развалины Пальмиры, очень впечатляет, и главное, народу - никого. Кстати, ночью развалины очень красиво подсвечиваются.


От Тадмора до турецкой границы 500 км, до города Дэйр-эз-Зор, который стоит на Евфрате, сплошная пустыня, а дальше места довольно обжитые. Погранпереход с Турцией расположен прямо в городе Камышлы на круговой развязке. Указателей на него нет, и мы два раза проехали буквально в 10 метрах от таможни, правда, она была уже закрыта. А работает погранпереход Камышлы-Нусайбин с 9 до 15 часов, мы приехали в 16-00. По такому же графику работают все переходы от Камышлы до Алеппо. Гостиница в Камышлы стоила 20 долларов, вечером не было горячей воды, безобразие. Очереди на переходе почти не было, а из машин за нами подъехал только ливанский автобус.


По Сирии мы проехали: туда – 610 км, обратно – 870 км. Страна оставила самое приятное впечатление из всех посещенных нами, здесь все понятно и чувствуешь себя как дома. Народ очень приятный и общительный.


Иордания.


Ввоз автомобиля в Иорданию стоил 20 динар + 12 динар страховка. Курс обмена: 72-75 динар за 100 долларов. Курс на границе оказался лучше, чем внутри страны, причем это касается и других стран: Турции, Сирии. Переход границы занял часа два, что-то долго выясняли про автомобиль. Я так ничего и не понял, но относятся они к русским с явным подозрением.


Ночевать мы решили в Джераше. Поворот на него пропустили, развернулись, а с обратной стороны поворота не оказалось. Развернулись, остановились еще раз посмотреть карту. Видим, навстречу нам по обочине с аварийкой едет автомобиль. У арабов это нормальное явление на дорогах где есть разделительный барьер, им лень ехать до развязки по ходу движения, если в обратную сторону ближе. Советую не повторять таких маневров, потому что полиция, мягко говоря, такое не приветствует. Но автомобиль доехал до нас, развернулся, и находящиеся в нем люди поинтересовались нашими проблемами. Мы сказали, что ищем гостиницу. Они предложили ехать за ними и довезли нас до города Джераш, после чего пассажир отпустил своего друга и пересел к нам в машину, причем, не поняв друг друга, он оказался за рулем нашей машины. Товарищ довез нас до гостиницы на окраине города, которую мы сами никогда бы не нашли. Стучались мы в нее минут 10, на улице в это время шел дождь с очень сильным ветром. В конце концов, нас впустили, мы долго пытались выяснить, чем обязаны столь достойному джентльмену, но он от всего отказывался. Человек этот выглядел очень цивильно, а автомобиль, на котором он нас встретил, был Мерседес. Мерседес у арабов, как и у нас, это очень круто. Промежуточного класса, типа "Ауди" нет: есть Мерседес + очень крутые БМВ и все остальные машины. Водители Мерседесов ведут себя соответственно, примерно как у нас. Среди остальных машин преобладают корейцы и японцы, очень много всевозможных Опелей, встречаются Жигули, в основном четверки и пятерки.


Отель стоил 30 динар с завтраком, называется он "Olivia branch", очень рекомендую, кстати, при отеле есть кемпинг. В Джераше находятся развалины римского города, сохранились неплохо, есть, что посмотреть. Найти их легко – прямо в центре города, вход стоит 5 динар. Дальше мы поехали в Мадабу, посмотреть на мозаичную карту, осталось от нее действительно не много. Мальчик, продающий билеты, у всех спрашивал: откуда они приехали. От Мадабы до горы Небо 7 км, все указатели есть. Вход в мемориал Моисея стоит 0,5 динара. От горы Небо в сторону Мертвого моря спускается очень красивый серпантин. В том месте, где эта дорога выходит на трассу Амман - Метвое море, мы неплохо пообедали на 9 динар, здесь же можно заправиться, до следующей заправки на Мертвом море километров 60.


Если ехать к Мертвому морю, вы упретесь в развилку, где направо дорога идет к месту крещения Иисуса, а налево к морю. Прямо идет дорога к Мосту Короля Абдулы в Израиль, но туда ни указатели, ни даже дорожная разметка не отправляет. Перед перекрестком стоит дорожный знак и указывает: движение только направо или налево. К месту крещения нас не пустили, они закрывались в 16-00. Дорога вдоль Мертвого моря очень живописная, движение интенсивное, много всяких строящихся объектов, в т. ч. и сама дорога. Блокпосты через каждые 15-20 км, дальше от Мертвого моря до Аккабы через 50 км. На некоторых постах даже не останавливают, на других тщательно проверяют документы и отпускают, говоря: "Welcome". Удобного места чтобы искупаться, мы не нашли, а пока искали, само море закончилось. Очень тепло.


Около 20-00 прибыли в Аккабу, сразу ушли за город в сторону саудийской границы, чтобы переночевать на берегу Красного моря. Поставили палатку на обочине заброшенной дороги в 100 метрах от моря, оказалось рядом кемпинг, где за пару динаров можно поставить и машину и палатку прямо на берегу. Вода теплая около 22 градусов, воздух тоже. В темноте купаться не решились и правильно сделали, потому что утром, как только я зашел в воду, сразу наступил на двух ежей. Не очень больно, но последствия уколов ощущались дней 20. Правы те, кто рекомендуют купаться в обуви. Без маски там тоже делать нечего: все дно полно красивых кораллов, ежей, а вокруг всевозможные рыбы, плаваешь, как в аквариуме. Солнце жарит, но ветер очень холодный.
В самой Аккабе можно совершить шопинг, т. к. цены здесь почти в два раза ниже, чем в других городах Иордании.


Здесь мы достигли самой южной точки нашего путешествия и повернули назад. От Аккабы до Петры 140 км. Сначала надо ехать по скоростному автобану Аккаба - Амман, а через 95 км повернуть в горы на Петру. В городе Вади Мусса, возле которого находится Петра, очень много отелей, но в первые, которые вы увидите, лучше не заходить – они дорогие. Мы ночевали в Петра Панорама отель(4 звезды) за 40 динар с завтраком, но это в не сезон, а отель очень необычный. Ближе к самой Петре наверняка можно найти ночлег дешевле. Вход в древний город стоит 21 динар, можно купить билет на два дня за 26 динар и на три дня за 31 динар. Мы обошли основную часть Петры за 3 часа. Здесь мы приняли решение срочно возвращаться в Москву.


Сразу после выезда из Петры начался сильный ливень, перешедший в горах в снег. После того, как на дороге образовалась снежная каша, местные машины просто остановились. Мы выбрались на шоссе Аккаба - Амман и поехали прямо к сирийской границе. Нас догнал полицейский автомобиль и попросил остановиться. Из документов их интересовала только бумага, выписанная нам на границе. Оказалось, что разрешение на въезд нам выдали всего на два дня. Я не мог понять, как же так получилось, ведь я на таможне говорил, что мы пробудем в Иордании 5 дней. Но полицай слушать ничего не хотел и посоветовал быстро ехать в сторону границы. Очень неприятный сюрприз, т. к. по плану мы собирались пробыть в Иордании еще 1-2 дня. Вторая неприятная неожиданность поджидала нас в самом Аммане. В городе был сильный ливень, и мы основательно заблудились. Оказалось указателей, сдублированных на английский язык не так уж и много, а полицейский, к которому мы обратились за помощью, не захотел или не смог с нами поговорить. Помогли таксисты, у которых пришлось спрашивать дорогу два раза. Оказывается сирийская граница на указателях обозначается, как "JABAR BORDER", и только в самом низу мелкими буквами, да и то не всегда приписано "Syrian border". Кстати, во всех окрестных странах, Сирию называют "Сурия".


Третий неприятный сюрприз ожидал нас на самом выезде из страны. Мы подъехали к границе покушали, оформили все документы, заплатили немаленькие сборы за выезд из страны: 10 динар за машину и по 5 динар с человека. И на самом выезде из иорданской таможни нас останавливают для проверки документов и начинают нагло доказывать, что мы недоплатили еще 5 динар. Я начал с ними препираться, сразу спросил, где надо платить, и, получив ответ, что на месте, разозлился еще больше. Я уже собрался вернуться в здание таможни, чтобы там все выяснить, уже начал составлять всякие ругательные фразы, но тут совершил тактический просчет. Я думал, что у меня в кошельке совсем нет денег и с выкриком "No money!" развернул его перед мордой наглого вымогателя. А там лежало 20 долларов. Наглая рожа очень обрадовалась, выхватила у меня заветную бумажку, тут же ее заныкала и попрощалась с нами традиционным Welcome'ом. Я попрощался с ней традиционно поднятым в таких случаях средним пальцем и американским прощанием "f... off". Жалко, что наглая рожа меня, по-моему, не поняла.


Итак, Иордания меня лично очень сильно разочаровала. Я бы назвал ее страной контрастов. Вместе со случаями реального искреннего гостеприимства, мы столкнулись с откровенным разгильдяйством чиновников и просто не очень приветливыми людьми, притом, что в Иордании, я этого просто не ожидал. По Иордании мы проехали 940 км. Стоимость бензина "супер" 0,435 динар за литр.


Турция 2.


После сирийского города Камышлы, мы сразу попали в турецкий Нусайбин. Фактически города разделяет только граница, а вообще то и там, и там Курдистан. Турки нас встретили очень неприветливо, особенно после того, как узнали, что мы едем транзитом в Иран. Видно, что ни Сирия, ни Иран любовью у турков не пользуются. Сначала с нами беседовал один из работников погранперехода, мы его минут десять убеждали, что мы просто туристы. Вроде бы он поверил, нам поставили въездные штампы, взяв по 5 млн. лир с человека. Визу повторно покупать не надо. Таможенник, подошедший осмотреть автомобиль, спросил: "What is your job?". Я ему честно ответил, что бизнесмен. Тут начался кипиш. Прибежал сотрудник, который перед этим с нами беседовал, сказал, что мы их обманываем и только что говорили, что мы туристы. Большого труда мне стоило объяснить им, что "job" и "business' это разные слова. Но, скорее всего они поняли, что мой "job" здесь – это "business". И только после того, как я несколько раз им повторил, что бизнес в Москве, а здесь я турист, мне со скрипом поверили. Кончилось это все капитальным шмоном автомобиля, и распитием чая с таможенником, оформлявшем мне ввоз машины. Платили мы или нет за повторный ввоз автомобиля, я не помню. Вывод из всего произошедшего: внимательно следите за тем, что говорите, а главное убеждайтесь, что вас правильно поняли, особенно, если вы въезжаете в Турцию из "нецивилизованных" стран.


Дальше мы пошли по маршруту Нусайбин - Мидьят - Батман - Битлис - Ван, чтобы пересечь турецко-иранскую границу в 100 км восточнее города Ван. В10 км недоезжая Битлиса начался снег, и вся местность восточнее этого места и до самой иранской границы была завалена снегом, а температура опускалась до 10 градусов мороза. Турки снег с дороги убирают плохо: слегка счищают его и слегка посыпают песочком. Зато везде стоят знаки, означающие: надевайте цепи, мы поставили шипованную резину. Уже в темноте мы проехали озеро Ван и устремились на восток к иранской границе, машин на дороге немного. Подъезжаем к границе, идет неплохая дорога, которая неожиданно упирается в стену. Слева от стены был небольшой проезд, мы пробрались через него и оказались на громадной площади, застроенной по краям всякими сооружениями. Это были постройки погранперехода, но совершенно необитаемые. Слева на горочке, чуть в сторонке, одна из построек освещалась. Мы подъехали к ней, а на встречу нам уже бежали пограничники, они явно были очень озадачены нашим появлением. Машину бегло обыскали и под конвоем нас сопроводили на заставу. Долго мы объяснялись с начальником заставы по поводу нашего появления здесь. Он очень плохо говорил по-английски, а главное его и мой словарный запас мало совпадали. Но расстались мы друзьями, пожали друг другу руки, пограничники пожелали нам счастливой дороги. Погранпереход здесь, по крайней мере, в данное время не работает.


Ночевали мы в городе Ван в центральной гостинице, 30 долларов за номер. Восточная Турция полностью заселена курдами, они всячески подчеркивают свою национальность и всегда, даже в самом кратком разговоре, сообщат вам о ней. Люди, мягко говоря, не очень честные. Да простят меня все порядочные представители этого народа, но от курдов я потерпел очень много обмана еще на территории бывшего СССР. Турецкий Курдистан не стал исключением. Во-первых, нас попытались обмануть на бензоколонке. Я дал заправщику 45 млн. лир, он включил колонку, а я по привычке стоял и смотрел на него. Он смутился и начал объяснять, что включил пока только на 30 млн. и сейчас дольет остальное. Колонка заработала снова и налила еще бензина на 10 млн. Я начал махать руками, возмущаться, он почему-то достал деньги, я вытащил у него купюру в 5 млн. лир и сунул ему в нос, он быстро все исправил. Можно представить себе, чтобы было, если бы я сразу сел в машину. Второй случай произошел на таможне. На турецкой стороне нам помогал оформить документы некий субъект, который знал некоторые слова не только по-турецки. В итоге он попросил 15 долларов, получил 10. Предложил купить иранские деньги. Мы согласились поменять 30 долларов, он отсчитал нам пачку денег. Тут открылись ворота в Иран, и он замахал руками, приглашая нас быстрее проехать. Но мне пачка денег показалась не достаточно толстой, и я пересчитал купюры. Оказалось их более чем в два раза меньше, чем надо. Я поманил его пальцем, указал ему на обман, и данный субъект с невинным видом возместил недостачу, а иранская граница никуда не делась. Еще раз повторюсь, что не хочу никого обидеть, но предупреждаю: в Курдистане будьте внимательны в денежных расчетах.


Иранскую границу пришлось пересекать через погранпереход Гюрбулаг. От города Ван до него 225 км. В Турецком Курдистане еще встречаются посты жандармерии. Число их заметно сократилось, и сейчас они расположены через 30-50 км и особой вредностью не отличаются. Нас останавливали раза три. По Турецкому Курдистану мы проехали 875 км.


Иран.


Погранпереход Гюрбулаг расположен на перевале, очень оживленный, но легковых машин идет мало, а грузовиков просто море. Нас быстро, отодвинув очередь, провели через паспортный контроль и бросили в большом зале, где сидели таможенники. Разговаривать с ними было сложно, на вопросы они иногда просто не реагировали. Один таможенник спросил у нас карнет и, получив отрицательный ответ, сочувственно покачал головой, а потом тоже отключился. Но нас заметили нужные люди и предложили свои услуги. Это представители неких фирм, организующих ваш проезд по Ирану, без них здесь никуда. Наши документы взяли в оборот, и процесс пошел. Процесс шел часа два-три, я даже потерял счет времени. Оформлено было бесконечное количество бумаг, снято несколько десятков копий. Записали даже марку магнитолы в машине и наличие электрических стеклоподъемников и зеркал. За пачку бумаг на выходе попросили 235 долларов, а для торга нашли даже русскоговорящего иранца, здоровенного молодого парня, больше похожего на чеченского боевика. На нашей стороне в торге выступал хадж из Дагестана, утверждавший, что больше 190 долларов эти бумаги не стоят. Иранцы были непреклонны, и мы сошлись на 230 долларах. В комплект документов, написанных, исключительно на фарси, входит пермит, где маршрут движения по стране указан на английском. Я думаю, надо очень внимательно отнестись к этому документу, но что будет за отклонения от заявленного пути, я не знаю. Перед передачей документов на оформление четко обозначьте свой маршрут. На прощание мы обнялись с иранцами, оформлявшими нам документы, только что не целовались.


Деньги можно поменять прямо в таможне у менял на глазах инспекторов. Мы поменяли на турецкой стороне по курсу 8000 иранских риалов за доллар. Иранский переход громадный, по нему даже ходит такси. Бензин стоит 800 риал за литр. Заправок очень немного, например в пограничной с Азербайджаном Астаре, мы вообще не смогли заправиться. На дорогах много полиции: стоят в разных местах, есть стационарные посты. Нас остановили один раз, оштрафовали на 20 долларов за не горящий сзади габарит. Я просто отдал им 20 долларов, они очень обрадовались. Полиция ездит на новейших Мерседесах С-класса и джипах. Дороги неплохого качества, если не считать городских улиц. Почти все указатели дублируются на английском. Те дороги, по которым мы ехали, узкие, по одной полосе в каждом направлении, движение очень интенсивное везде. Причем, если днем преобладают легковушки и грузовички явно местного значения, то ближе к ночи выползают большие грузовики и автобусы. Видимо сказывается привычка ездить по ночам, т. к. летом днем очень жарко. Покушать можно на 1 доллар.


От Тебриза до Ардабиля лучше ехать через Ахар, а вот поворот на Сараб мы нашли только со второго раза. От Ардабиля до Астары 65 км, из них 25 км серпантин-спуск к Каспийскому морю. С такой большой горы я еще не спускался. Ночевали в Астаре за 10 хомейни, один хомейни это – купюра достоинством 10000 риалов, будьте внимательны при торговле, большие суммы денег иранцы иногда измеряют в хомейни. Гостиница представляет собой постоялый двор в торговых рядах, с боксами на два койко-места и телевизором. Душ и туалет - общие. Очень чисто, ботинки надо снимать при входе в саму гостиницу.


Погранпереход с Азербайджаном находится прямо в городе, ближе к морю. Город большой, очень грязный и неуютный, указателей на него нет, много грузовиков. Документы взялся оформлять опять же представитель некой фирмы. Заняло это минут 30, взяли с нас 10 долларов и без очереди выпустили из страны. Пока ждали, пообщались с хаджами, их здесь было уже очень много. С азербайджанской стороны ждут по двое суток. Тоже пытаются торговаться с иранцами, хотя с них берут всего по 50-70 долларов за машину. Хаджи едут в основном на наших машинах: всевозможные Жигули, Газели, Пазики, Икарусы, очень много КамАЗов, в которых, как мне потом объяснили в Дагестане, они повезут назад всякий товар. Машины, в основном, из Дагестана и Ингушетии, немного из Чечни, Астраханской области, Кабардино-Балкарии. Видел Газели из Воронежской, Пермской и Тюменской областей. Из Азербайджана было только два автобуса. Первых хаджей мы встретили в районе турецкого города Битлик.


По Ирану проехали 560 км. Страна приятная и дешевая, но за полдня пребывания выводы сделать сложно.


Азербайджан.


Наконец то можно свободно пообщаться по-русски. Работники таможни и пограничники были с нами очень приветливы, денег не просили. Поменяли нам деньги, курс не помню, знаю только, что бензин в пересчете на наши деньги стоил 14 рублей за литр (на азербайджанские манаты 2000 за литр), а пообедали мы супом и осетриной за 170 рублей. Штраф за превышение скорости на 25 км/ч взяли 30000 манат.


После совершения всех таможенных формальностей, которые заняли меньше часа, мы радостно выезжали за пределы погранперехода, и тут нас остановили какие-то люди в форме, проводили в свой вагончик и выписали еще каких-то бумаг на 40 долларов. Я попытался торговаться, но номер не прошел. Эти бумаги и ту, которую перед этим выписал таможенник, сдал на выезде из страны. Спросил на выезде, сколько они стоят. Мне ответили, что 50 долларов, я пошутил, что мне удалось их купить со скидкой. Если вы въезжаете в Азербайджан из России и не идете через страну транзитом, то на въезде у вас заберут техпаспорт, а на выезде отдадут. Пусть вас это не пугает – такой здесь порядок.


Страна выглядит абсолютно по-советски, машины все наши, постройки тоже, дороги не ремонтировали со времен СССР, но ездить можно. Все говорят по-русски и очень дружелюбны. Баку сильно отличается от остальной страны: обычный современный город, наверное, очень красивый, но мы проезжали его в темноте. В Баку у таксиста спросили дорогу, он нас провел через весь центр города, а на прощание сказал гениальную фразу: "Расскажите всем, что здесь мы не такие, как там".


Впечатление о стране только немного подпортила граница. Мы приехали на выезд. Полицейские на въезде на переход попытались взять с нас 400 рублей, но я дал только 150. Молодой, требовавший у нас деньги, был сильно не доволен, а человек постарше всячески его одергивал. Пока ждали у шлагбаума, к нам подошел какой-то тип и предложил быстро провести через границу. Мы сторговались с ним на 20 долларов и 100 рублей. Он взял у нас документы и куда-то убежал, после этого нас сразу же запустили на территорию перехода. Дальше началось шоу, продолжавшееся часа два, описывать подробно которое не имеет смысла. Приведу только сделанные из всего увиденного выводы.


Не пытайтесь договориться со всякими непонятными типами, крутящимися вокруг таможни. Работники погранперехода сами без проблем берут деньги и объяснят открытым текстом, что от вас требуется. Главный человек здесь для автомобилиста – таможенник, который будет оформлять ввоз автомобиля. На него придется львиная доля ваших расходов, но и другие должностные лица не против погреть на вас руки. Приготовьтесь отдать на всех долларов 50, но обязательно торгуйтесь, может вам повезет. Не наезжайте, не угрожайте, им все до фонаря. Правда, когда мы начали намекать, что неплохо было бы встретиться с начальством, дело очень медленно сдвинулось с мертвой точки. Нам было проще, мы выезжали из страны и наши аргументы были равны по весу их аргументам. Единственное, за что они зацепились, было то, что якобы не пришли сведения с таможни въезда. На что я им ответил: "Замечательно, отдайте нам документы, мы поедем назад в Баку и немного у вас погостим". В общем, прохождение азербайджанской таможни процесс творческий, будьте просто к нему готовы и ничего не бойтесь. Потратите больше денег – сэкономите время, и наоборот. За этим сборищем деньгопросов вас ждет замечательная страна.


По Азербайджану мы проехали 520 км. Страна очень понравилась, к тому же достаточно дешевая.


Россия.


Из всех границ, я больше всего боялся российской. С таким большим количеством виз мусульманских стран у нас вполне могли возникнуть проблемы с въездом на родину. К тому же после событий в Беслане несколько месяцев граница вообще была закрыта.


Ждали перед въездом на погранпереход часа два. Российская граница, как всегда работает очень медленно. Пограничник, проводивший паспортный контроль, как и ожидалось, ушел куда-то с нашими документами, но через минуту вернулся и впустил нас на Россию. Вся процедура заняла минут 30.


До Дербента два поста ГАИ, останавливали, но денег даже не просили. Ночевали в Дербенте в доме отдыха локомотивных бригад, который находится сразу за вокзалом (надо переехать через мост). Отдали по 100 руб. с человека, условия проживания отвратительные. В Дербенте очень красивая крепость. Деньги поменяли на рынке, т. к. обменников в городе просто нет. На выезде из города долго проверяли документы, выцыганили сто рублей. После Дербента, на первом же посту нам подсадили сотрудника милиции, который ехал на границу Дагестана встречать своего родственника, выехавшего из Волгограда на машине. Это была настоящая находка, от него мы получили огромное количество информации и сэкономили кучу времени на прохождении постов ГИБДД. А постов до границы с Калмыкией было около десяти, но я даже не выходил из машины.


От сотрудника мы узнали об обстановке в Дагестане и Чечне, боевиках, ваххабитах, хаджах и многом другом. Оказывается, отдыхать в Дагестане абсолютно безопасно, что многие наши продвинутые граждане уже давно делают. Народ очень дружелюбный, цены низкие, ограничений на передвижение по республике никаких нет. Немного достают постоянные остановки гаишников, но особого деньгопрошения я у них не заметил. По дорогам ездит очень много машин с неместными номерами, так что белой вороной вы здесь выглядеть не будете. При желании можно поехать в Чечню, никаких проблем с въездом туда нет, насчет выезда ничего не могу сказать. Дагестанцы стараются в Чечню не ездить.


Из Дагестана в Москву надо ехать через Элисту. Но мы в Калмыкии заблудились, выскочили на Лагань, и нам пришлось ехать через Астрахань. От Астрахани до Москвы идет неплохая дорога, машин не много. Нас остановили в Енотаевском районе на посту ГАИ и устроили капитальный шмон автомобиля, я такого никогда не видел. Залезли везде, только что обшивки не снимали. Нашли 6 кг, купленной в Дагестане осетрины. Здесь за провоз осетрины, купленной без соответствующих документов, уголовная ответственность. Нам рассказали, что за провоз 20 кг рыбы без документов, человек заплатил 8000 рублей штрафа. Борислав отдал 100 долларов, дабы не терять время.


Ночевали в Волгограде в небольшой гостинице прямо на трассе. Номер с телевизором и туалетом, без душа стоил 640 рублей. До Москвы оставалось 950 км, которые мы преодолели на следующий день за 12 часов.


Итоги и выводы.


Тот путь, которым мы добирались до Иордании, не самый короткий и, конечно, не самый дешевый. Оптимальный маршрут до Дамаска лежит через Грузию, через Тбилиси. Кратчайшее расстояние от Москвы до Дамаска 3500 км имеет маршрут Москва – Ростов-на-Дону – Сочи – Сухуми – Батуми – Эрзурум – Газиантеп – Алеппо – Дамаск, но из-за того, что он проходит через Абхазию, которая с остальной частью Грузии, мягко говоря, не дружит, мы его рассматривать не будем. Теоретически проехать по этому маршруту можно, но можно и не проехать. Маршрут Москва – Ростов-на-Дону – Владикавказ – Тбилиси – Батуми и далее в Дамаск имеет длину 3800 км, по нашему варианту через Стамбул 4150 км. Есть вариант переправки автомобиля паромом из Сочи в Трабзон. Стоимость парома: 450 долларов за машину и по 50 долларов с человека. Цены примерные, расписание движения сильно плавает. На одном из форумов я нашел телефон парома в Сочи: (8622)609603, звонить по нему не пробовал, да и воспользовался бы паромом только в самом крайнем случае, например, в случае поломки автомобиля.


Для людей, стремящихся попасть именно в Сирию, Иорданию и Ливан, предлагаю ехать именно через Тбилиси. Летом этого года по этому пути проехала в Иорданию семейная пара из Тюмени. Мы не могли воспользоваться этим путем, потому что зимой трассу Владикавказ-Тбилиси часто закрывают из-за лавинной опасности и снегопадов. Виза в Грузию стоит всего 10 долларов. Иран только для транзита на Ближний Восток вообще использовать не рекомендую. Виза в Иран обошлась нам в 150 долларов, ввоз автомобиля в 250 + проезд через Азербайджан еще 80 долларов.


Стоимость виз по нашему маршруту:
Болгария. Туристическая, обошлась в 1000 рублей, делали 4 дня.
Румыния. Транзитная, делалась на основании болгарской визы за 2 дня и 1000 рублей.
Сирия. Стоила 35 долларов и делалась 2 или 3 дня.
Иордания. Стоила 25 долларов, делалась 2 дня.
Иран. Стоила 150 долларов, после прихода приглашения делалась один день, приглашение ждали примерно неделю, действительно оно примерно две недели. Можно сделать визу долларов за 120.
Все визы делались через турагентства.


"Зеленая карта" (автогражданка), действует в Румынии, Болгарии, Турции и Иране, обошлась нам примерно в 40 долларов, покупали в РОСНО. На границе обойдется дороже.


Все посещенные нами страны очень доступны для въезда на автомобиле, цивилизованны и безопасны. Дороги лучше наших, а уровень жизни примерно такой же. Я себя там чувствовал спокойней, чем дома. Везде, кроме Ирана есть мобильная связь. В Иране она тоже есть, но роуминг не включается.


Больше всего понравилась Сирия – оказалась намного цивилизованней и интересней, чем предполагалось. Турция – очень приятная, почти европейская страна и, если закрыть глаза на цены на бензин, не самая дорогая. Иордания оправдала ожидания только по количеству достопримечательностей на душу населения, все остальное оказалось хуже, чем я думал. Оговорюсь, что уровень сервиса и общие впечатления неплохие, но ожидал большего. Иран видели мало, но первое знакомство понравилось, есть желание в него вернуться. В Азербайджане, вообще, чувствуешь себя, как дома. Про Болгарию ничего сказать не могу, а вот Румыния колоссально изменилась в лучшую сторону с 92-го года. Молдова и Украина без комментариев.


Январь не самый лучший месяц для поездок в эти страны, да и вообще для путешествий. Было очень холодно, часто чуть теплее, чем в это время в Москве, дождливо, пасмурно и в пять вечера уже темно.


Потратили мы за 15 дней путешествия ровно 2000 долларов на двоих.
Наш автомобиль Опель-Вектра 1989 года с двигателем 2 литра, хэчбэк.


Экипаж: Кузьминых Михаил и Трескунов Борислав.


Удачи Вам на дорогах.



источник
Автобагажники THULE
 фото дня

 
ГОРЯЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!


Автопутешествие по Средней Азии. 27.06.2008 – 02.08.2008. Памир - Алтай 2008.
Средняя Азия 2008. Россия – Казахстан (Аральское море, Малое море) – Узбекистан (Ташкент, озеро Чарвак, Самарканд, Бухара) – Таджикистан (Душанбе, Хорог, Памир) – Киргизстан (Бишкек, озеро Иссык-Куль) – Казахстан (Алма-Ата, озеро Балхаш) – Россия (Алтай, озеро Телецкое). Более 16.000. км, 37 дней.

Фотохронология поездки Средняя Азия. Памир - Алтай 2008.


Карта Москвы


В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ Отправить письмо
Разработка Евгений Суслин
© 2005, Rus Auto Travel Agency. All rights reserved.
Rambler's Top100