Добавить в избранное
Сделать стартовой
+7 (985) 766-8486 +7 (916) 385-1937 Russian   |   English   |   French   |   Deutsch   |   Italiano   |   
В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ
Отправить письмо   



Календарь событий

<<< октябрь 2019 >>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      


Расчет расстояния между городами
От:
До:

(на ATI.su)

КАРАВАНЦЕНТР. Автодома, жилые прицепы. Продажа аренда кемперов
Страхование Зеленая карта Green Card ОСАГО КАСКО Страхование путешественников
Автобагажники THULE
probeg.ru
http://www.auto-travel.ru/
ГИЛЬДИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
President of Russia
Russia Hotels, Tourism and Travel Information

 НАВИГАЦИЯ GPS

GPS – навигация. Зачем и кому это нужно?
01-02-2006 Есть у меня знакомый, который очень любит путешествовать на своем автомобиле. Его отец любит говорить, что на мотоцикле весь Союз объездил, вот и сын за ним гонится. Например, на юг съездить,
да по дороге к тетушке на ночлег свернуть или в Хельсинки на выходные смотаться. В Калининград, в страны Балтии, в Польшу. Европу, например, за отпуск посетить. Да, в общем-то, не важно куда, хоть по золотому кольцу марш-бросок осуществить. С картами дорог сейчас проблем нет, благо в цивилизованном мире живем.

Есть ощутимый минус у бумажных карт. Попробуйте остановиться на шоссе и по карте определить в каком месте вы сейчас находитесь? Вот этот мостик, вы уже проехали или нет? А в большом городе узнать, как проехать до улицы Ленина?

Хорошей альтернативой бумажжных карт является GPS. В начтоящее время на рынке представлено несколько моделей GPS приемников. Одним из самых популярных решений является КПК + GPS. Ниже представлены статьи о том, как эта система может существенно упростить жизнь.

Реальный GPS
Представьте: приезжаете вы в Италию, берете напрокат машину. Хотите посмотреть достопримечательности Рима, прокатиться по побережью, а может быть и до Венеции добраться. И тут возникает множество проблем: итальянцы в массе своей не говорят по-английски и дорожные указания дают весьма бестолковые. В особенностях разметки и указателей с непривычки можно легко запутаться, так что много времени приходится крутиться в одном районе в поисках нужного места. Понятно, что можно выучить итальянский язык и привыкнуть к одностороннему движению, но на это нужно время. Кроме того в других городах и странах - совсем другие особенности. Что же теперь, все языки и особенности дрожного движения учить?!

Все началось с того, что в пляжной беседе один знакомый капитан упомянул об усовершенствовании устройств спутниковой навигации. Новшество заключалась в том, что приемники стали довольно компактными и стоят 300-400$. И габариты, и цены сразу навевали мысли о сотовой связи, так что сам собой созрел вопрос: а сколько стоит абонентская плата? Как утверждал капитан - нисколько! Это было до того удивительно, что информация о доступности услуги запомнилась. А дальше в подсознании к этой новости стали привязыватьяс различные бытовые ситуации, и в один прекрасный момент, когда жизнь впервые столкнула меня с GPS-приемником, я проявил к нему неподдельный интерес.


Случаи из жизни

У приятеля на даче сразу за забором начинается довольно большой лес. Утренняя прогулка вглубь леса по протоптанной дорожке закончилась желанием побродить по менее цивилизованным уголкам, в результате чего четкое направление движения домой было потеряно. Не скажу, что стало страшно (далеко уйти не удалось), но ощущение дискомфорта присутствовало. Вот видеть бы хоть направление и расстояние до дачи!

Летом в выходные очень хочется выбраться на природу. Полежать где-нибудь на песчаном пляже, искупаться... Однако в погожие дни все известные места отдыха всегда переполнены. При этом становится навязчивой мысль о том, если свернуть с основной трассы на незнакомую грунтовку, то можно попасть в чудесное и совершенно "дикое" место на берегу озера. В этом случае нужна очень хорошая карта (может быть, даже военная) и четкое понимание того, где ты находишься. Нужны навыки ориентирования на местности, но меня этот "вид спорта" никогда не привлекал. А вот старому доброму "персональному ассистенту" я бы с удовольствием поручил всю черновую работу по "охоте на лис".

Кстати, штурманские навыки нужны и во время длительных поездок по Золотому Кольцу или автомобильного путешествия "на море". Постоянно вглядываться в двусмысленные указатели направлений и населенных пунктов - дело весьма ответственное и утомительное. А когда в один прекрасный момент знак "ремонт дороги" предлагает вам свернуть с трассы, остается только надеяться на "заботливых и внимательных" дорожных рабочих, которые отметили маршрут объезда разнообразными знаками и указателями направлений. Другими словами, вам надо слепо положиться на туманные дорожные знаки и на прхожих. Согласитесь, очень недобно. А вот если бы на карте, пусть даже недостаточно подробной, можно было увидеть свое положение, задача перемещения в заданном направлении была бы решена. Компас? Компас н дороге - это не выход.



Рекламная эйфория

Наконец, усав от неопределенности, я решил во что бы то ни стало найти устройство спутниковой навигации, о котором мне некоторое время назад рассказал капитан. В первом попавшемся на глаза магазине потребительской электроники (дело было не в Москве) обнаружилось симпатичное компактное устройство, содержащее в себе карты всего мира с детализацией с точностью до улицы (!) и позволяющее жирной точкой отмечать ваше положение на этой карте! Мало того, устройство "знало", где можно найти приличную гостиницу или остановиться перекусить и подсказывала стрелками, как туда проехать! На меня это произвело сильное впечатление, но не настолько, чтобы сразу выложить за карманного лоцмана 600$. Однако мысль о том, что надо бы поподробнее узнать о системе навигации, приемниках и их стоимости, сформировалась окончательно и начала требовать незамедлительного входа в Интернет.

Первым делом отыскалась фирма-родительница чудесной коробочки с названием Germin III Pius. Дальше пошли конкуренты, сайты, посвященные GPS - количество информации нарастало, как снежный ком.


Выяснилось, что система GPS (Global Positioning System - Система глобального позиционирования) разработана и внедрена военными из США, запустившими вокруг земного шара 24 спутника так, чтобы американский солдат, корабль или самолет мог в любой точке земного шара определить свои точные координаты. Система была открыта и для "штатских", но с сильным загрублением показаний приемника (в этом году военные сняли ограничение точности). Принцип системы глобального позиционирования базируется на определении расстояния до спутника по временной задержке сигнала от него. На спутниках установлены атомные часы, выдающие в эфир "сигналы точного времени". Таким образом, для определения физического положения приемника требуется 3 спутника (при условии, что в приемнике тоже атомные часы) и 4 спутника - если часов нет (а их и быть не может). Кроме того, спутники гонят информацию о себе, своих координатах, отклонениях от орбит и прочую сложную ерунду, которая обрабатывается приемником. Ну а чтобы повысить точность определения координат, используется система дифференциальных поправок. Эта услуга оказывается за деньги и России в целом не грозит (нужна сеть станций с известными координатами, которые транслируют информацию для приемников на радиочастоте - пока эта роскошь доступна только питерцам).

Начитавшись разного ликбеза по вопросам спутниковой навигации, я стал окончательным поклонником систем GPS и даже самоуверенно решил завести домен, чтобы нести просвещение в массы. Оказалось, что домен такой существует, да еще как! Наличие мощной тусовки в России несказанно удивило. Обнаруженная конференция поразила опытными знающими людьми и дельной информацией о самых разных аспектах Глобального Позиционирования.

Здесь, в частности, выяснилось, что походники давно используют карманные приемники для прокладывания маршрутов и четкого их прохождения. Охотники и рыболовы отмечают координаты заветных охотничьих и рыбных местечек, а автотуристы обмениваются маршрутами с указанием автозаправок и гаишников с радарами. Кроме того, существуют геодезические ресурсы, объясняющие любителям основы картографических премудростей. Однако, наряду с радостным изумлением, начало возникать чувство опасения, что все прелести карманных навигаторов - это зачастую рекламная пропаганда. Выяснилось, что приемник должен видеть большую часть неба со спутниками, причем в прямой видимости их должно быть не менее четырех, иначе возможны сильные погрешности. Что в лесистой местности, а так же в узких улочках с высокими домами, где небо плохо просматривается, приемник может и вовсе "потерять координату". В городах возможно и большое количество радиопомех, мешающих уверенному приему. Все эти облачка начали заслонять сияющее солнце GPS. Сильно добавила пессимизма переводная статья американского журналиста, который попробовал в деле автомобильную навигационную систему. Она навязчивым женским голосом заставляла его поворачивать там, где он не хотел, показывала на большом и красивом мониторе, что он мчится прямо сквозь дома, а в конце концов, под видом поездки в библиотеку доставила хозяина на пустырь. После этого восторженные восклицания пользователей в Интернет-конференции превратились для меня в вопли фанатов, которым, как братьям Райт в начале века, хоть на тумбочке - но полетать! Вся негативная информация оформилась в ряд сомнений, терзающих ум.



Теоретические опасения

Первым опасением на пути внедрения спутниковой навигации в жизнь дилетанта был вопрос чувствительности и надежности работы прибора. Если в улочках старого города или в лесу, электронный сусанин посчитает миссию выполненной, то убить его - значит, в лучшем случае, потерять несколько сотен долларов, а в худшем - получить большие проблемы с выходом, в прямом смысле, из создавшейся ситуации.

Второй вопрос связан с точностью карт. Наученный горьким опытом блуждания по картам автодорог в совершенно незнакомой местности, я с полным основанием мог предположить, что нарисованные ниточки улиц могут довольно приблизительно соответствовать их реальному географическому расположению. Если на карте в один прекрасный момент вы "перескочите" с одной улицы на другую, то в навигации запутаетесь точно. Короче говоря, надо было узнать, насколько документально карты отображают реальную картину местности.

Однако если выяснится, что точные карты действительно соответствуют, или только хорошие (военные) карты дают исчерпывающий ответ, то надо придумать, где их достать. При этом нужно быть уверенным, что в любом месте (будь то Европа, Подмосковье или Архангельская область) под рукой окажется тщательно проработанный картографический материал.

Вот с какими мыслями я приступил к расспросам специалистов, а потом и к исследованиям конкретной аппаратуры.



Анализ программного и аппаратного обеспечения

Бытовые приемники можно условно поделить на три группы:

Первая, самая малочисленная, представляет собой "датчики", которые принимают спутниковую информацию, обрабатывают ее и в виде стандартизованных записей выдают в порт компьютера.
Во вторую группу входят устройства с жидкокристаллическим дисплеем, отображающие маршрут, отслеживающие путь, направление и скорость движения и пр. Таким образом, оставив у дороги машину и запомнив в GPS-приемнике ее местоположение, можно смело удаляться в чащу, бродить там сколько душе угодно и помечать устройством разные грибные места, затем спокойно вернуться по проложенному треку к машине, а через год безо всяких трудностей повторить процедуру, пользуясь сохраненной информацией о навигационных точках (waypoints).
Третья, наиболее дорогая группа устройств содержит в себе возможность навигации по карте (moving maps). Карты выпускаются изготовителями и третьими фирмами и довольно подробно освещают жизнь за границей (в Америке и Европе). Однако можете даже не искать в фирменных анналах Россию - это просто огромное белое пятно. Достаточно посмотреть на подробнейшую карту автодорог, которую предлагает Microsoft в пакете AutoRoute, чтобы узнать, что Москва живет одним МКАДом и двумя-тремя шоссе, делающими карту дорог нашей столицы похожей на пацифистский знак.


Все вышеперечисленные устройства могут подключаться к настольным и карманным компьютерам. Это значит, что даже из примитивного приемника в стандарте Compact Flash, который присоединяется к вашему PDA или HPC, можно сделать мощный навигатор с картой.

Участники GPS-движения рекомендовали проверенный личным опытом вариант с Palm-машинками. Самыми распространенными продуктами для навигации на этой платформе служат пакеты Atlas и HandMap.

Первый оперирует растровыми (Bitmap) картинками и позволяет, таким образом, использовать любые бумажные карты, отсканированные и загруженные в компьютер. Возможности продукта довольно широки: от масштабирования отображения и автоматической подгрузки детальных участков карт, до планирования маршрутов и навигации по карте в on-line с помощью GPS.

Второй пакет использует собственный векторный формат представления карт, но допускает "ручную" подготовку и загрузку картографического материала. Таким образом, в арсенале карт для HandMap имеются карты Питера и Москвы, созданные энтузиастами из России.

Ребята, которые пользуются карманными компьютерами типа PalmPilot, говорят, что лучшего и желать нельзя, однако я начал практические исследования навигации с помощью Pocket PC. Эта платформа показалась мне более привлекательной для решения поставленных задач.

Аргументы в пользу устройств Windows CE были следующие:

Это самостоятельный класс карманных компьютеров, имеющих "взрослыe" интерфейс и программное обеспечение.
Это не записные книжки: использовать Windows CE в качестве записной книжки ужасно неудобно и Palm дает здесь 100 очков вперед. Это машинки, "питающиеся" стандартными форматами данных с настольных машин и, главное, приспособленные для этого! Попробуйте запихнуть 80 Мб растровых картографических данных (подробная карта московской области) в Palm - ничего не получится. Единственный представитель Пальмового царства, способный на это - это TRG. Но, боюсь, и он не сможет переварить такой объемный кусок информации, да еще и в стандартном "взрослом" формате. Мало того, популярный сборник автодорог Европы с подробнейшими картами и базами данных по музеям, гостиницам и ресторанам издается Microsoft и имеет "ответную часть" для Pocket PC. К сожалению, Pocket Streets не позволяет работать с GPS, но, надеюсь, это временное явление. В любом случае, карт мира такого качества для платформы Palm просто не существует. - Третьим весомым аргументом в пользу Windows CE является наличие для этой платформы версии OziExplorer - программы, которая, по мнению российских и зарубежных специалистов, является на сегодняшний день лидирующей в области GPS-навигации. Разработчики же заявляют, что кроме Windows CE никакая "карманная" платформа ими поддерживаться не будет.

О последнем (условно-бесплатном) программном продукте мы еще поговорим, а пока к основным аргументам можно добавить: наличие яркого цветного дисплея, который воспроизводит карты практически в печатном виде, и весьма объемный труд российских программистов, создавших прекрасную карту Москвы для Windows CE. Пакет PalmGIS позволяет с точностью до дома ориентироваться в Москве, прокладывать маршруты с учетом дорожных знаков и пробок и работать с картой в движении с помощью GPS-приемника. С практических упражнений с этим пакетом и приемником eTrex фирмы Garmin я и начал.


Практический опыт

Подключив без всяких проблем GPS-приемник к Cassiopeia E-115 и установив на нее пакет навигации по Москве Palm GIS, я начал кататься по городу. В первый же день сомнения в чувствительности и точности навигатора рассеялись: приборчик, "выброшенный" на "торпеду" и произвольно там болтающийся, стабильно "ловил" от 3 до 6 спутников и показывал точность измерения 6-10 метров. Этого вполне достаточно, чтобы позиционировать свое местоположение на карте. Когда видишь на карте Москвы ползающий точно по улицам кружок, замирающий перед перекрестками на светофорах и поворачивающий в точности с одной улицы на другую, испытываешь просто детский восторг! Как вы уже догадались, с картой тоже проблем не было: небольшие погрешности на окраинах не вносили путаницы в ситуацию, и определить свое местоположение на карте всегда было довольно легко.

Уже вечером, когда городское движение поутихло, я попытался проверить "условия плохой видимости". При движении по узким улочкам с высокими домами, никаких загрублений точности, потери сигнала и неожиданных показаний карты я не обнаружил. Остался открытым вопрос о радиозашумленности в европейских городах с узкими улочками и высокими домами, а в остальном все вопросы, поставленные в разделе "теоретические опасения", были сняты!

Следующее исследование базировалось на пакете OziExplorer CE с загруженной "двушкой" (в 1 см - 2 километра) Московской области и поездке в Сергиев Посад.

Точность картографического материала была отменной! Трек (путь, "прочерченный" GPS-навигатором) ложился в точности на улицы и трассы. Только в одном месте мы "съехали с дороги", но это нисколько не помешало навигации. Интересно было наблюдать, как на развязках стрелочка, показывающая наше положение, начинала разворачиваться, в точности повторяя движения машины. Прозевав в одном месте поворот, мы без проблем поехали дальше по развилке и, перестроив на ходу трассу и наметив "обходной" маршрут, приехали прямо к Лавре! Приятно было с видом предсказателя сидеть и говорить, что через два километра будет мост, а затем можно будет повернуть направо!

Итак, точность топографических карт, чувствительность приемника и аппаратно-программное обеспечение действительно обеспечивают комфортную навигацию и возможность с достоинством выйти из любой сложной ситуации.

Как я путешествовал по Европе, ведомый TomTom Navigator2
Как торжественен был момент, когда попав на территорию Германии, я, заехав в первый же придорожный съезд, водрузил GPS-приемник на крышу, подключил все кабели и через минуту увидел себя на карте, стоящим на глухом ответвлении дороги ;)). Круто. Работает. Радости не было предела. Чудеса, да и только, едешь на машине, а твой "иПак" сам тебе говорит "Поверните направо", "Поверните налево", "Держитесь левой стороны", "Держитесь правой стороны" и т.д. и так до самой двери гостиницы. Приехали. УРА!!! Таким образом мы исколесили немалую часть Европы, посетив Амстердам, Утрехт, Париж и еще много-много разных городов больших и маленьких. А когда наши друзья в Утрехте сбросили мне в виде SMS свой домашний адрес, я просто набрав его у себя на карманнике - получил подробнейший маршрут со всеми инструкциями и приехал прямо к подъезду.

Навигатор для автопутешественника - это инструмент, значение которого невозможно переоценить. Перед отпуском я приобрел собственно TomTom и комплект карт Западной Европы в немецком интернет-магазине. Мне привезли две коробочки с дисками. К сожалению, проверить прямо сразу на месте как это все функционирует оказалось невозможно, так как карты России в списке доступных карт не было и для того, чтобы попасть в зону покрытия, мне было необходимо пересечь Польшу.

Зато как торжественен был момент, когда попав на территорию Германии, я, заехав в первый же придорожный съезд, водрузил GPS-приемник на крышу, подключил все кабели и через минуту увидел себя на карте, стоящим на глухом ответвлении дороги. Работает. Радости не было предела.

Следующий шаг - установить пункт назначения. Мне порекомендовали очень хорошую гостиницу, но у приятеля не было при себе ее адреса. Элементарно, иду в поиск Point of Interest, выбираю тип - отель, далее - название, далее еще пара кликов и пункт задан. Чудеса, да и только, едешь на машине, а твой "иПак" сам тебе говорит "Поверните направо", "Поверните налево", "Держитесь левой стороны", "Держитесь правой стороны" и т.д. и так до самой двери гостиницы. Приехали. Ура! Таким образом я исколесил немалую часть Европы, посетив Амстердам, Утрехт, Париж и еще много-много разных городов, больших и маленьких.


В адресную базу TomTom занесены улицы с точностью до номера дома. То есть когда наши друзья в Утрехте сбросили мне в виде SMS свой домашний адрес, я просто набрав его у себя на карманнике - получил подробнейший маршрут со всеми инструкциями и приехал прямо к подъезду, причем умная машина знает, по каким улицам в какую сторону можно двигаться и никогда не выведет меня туда, проезд куда запрещен. Кроме того, даже если я чего-то не понял, или не успел перестроиться, или улица перекрыта для ремонта и я проехал рекомендуемый поворот, то система не теряется - за пару секунд маршрут пересчитывается с этой точки, и я сразу слышу новую голосовую инструкцию по поводу того, куда мне нужно повернуть на следующем светофоре.

И это еще не все. В любой момент можно дать команду "Navigate to" > "Point of Interest" > а здесь можно выбрать одну из нескольких десятков категорий, таких как заправочные станции, автосервис, отели, больницы, аптеки, магазины и еще много всего, после чего выбираешь один из списка предлагаемых конкретных точек, и TomTom выведет тебя непосредственно на место. К примеру, в дороге нам потребовалось найти аптеку. Навигатору была дана команда и была выбрана ближайшая к текущему месту аптека. TomTom подвел нас к съезду с автобана (кстати, о предстоящем съезде с автобана навигатор предупреждает более чем за километр, а при езде по городу - о повороте - за несколько сотен метров), а далее повез нас по каким-то маленьким локальным дорожкам, налево, направо, налево. В общем, объяснить на пальцах как туда проехать было бы невозможно.

Дальше - больше. Мой комплект состоит из шнурка, который включается в прикуриватель, а дальше раздваивается, и один конец идет к приемнику, а второй - к компьютеру, т.е. коммутация такова, что приемник запитывается только от автомобильной сети и вне автомобиля связка не работает. Поначалу, меня это расстроило, но я нашел как очень эффективно использовать навигатор для пеших прогулок, даже в офф-лайне (в спутниковом офф-лайне). Гуляли мы следующим образом - парковали машину, а затем, искали в навигаторе интересующую нас достопримечательность, выбирали тип маршрута - пешеходную прогулку - и получали список подробных инструкций такого типа: 300 метров по улице такой-то, поворот налево на улицу такую-то, далее двести метров и так до цели. В Париже, мы за один день нагуляли более 10 км). И еще интересный момент - когда я выключаю машину - на экране навигатора остается специальный GPS курсор в том месте, где был последний раз сигнал. Таким образом, мне даже не надо запоминать, где я бросил свое авто. Опция - супер, особенно в незнакомом огромном городе. Плюс - способ найти себя после долгой прогулки. Способ следующий - идешь, гуляешь, заходишь в магазины, кафе, рестораны, а когда надо идти к машине - просто подходишь к ближайшему перекрестку и вводишь в навигатор перекресток двух улиц и через секунду ты видишь себя на карте, после чего надо лишь задать как точку назначения - точку последнего GPS сигнала - и вуаля.

Единственное, что расстраивает - это то, что карт России пока нет даже в планах. (от ATA - процесс идет! http://www.rusautotravel.ru/main.php?mid=2&doc=816 )

Электронный штурман-2. Обновленный PocketGPS Pro
Да-да, система теперь учитывает пробки, причем пробки не какие-нибудь, а актуальные. Для этого достаточно любого соединения с Интернет. Вам остается лишь нажать кнопку "Загрузить пробки", получить файл объемом около 5 Кбайт, и наблюдать, как основные и дороги города окрашиваются в разные цвета. Цвет обозначает интенсивность пробок. Далее вы, как обычно, прокладываете маршрут, и система, выполняя задачу, учитывает пробки! Система строит маршрут по таким задворкам, о существовании которых вы и не подозревали. Я, например, обнаружил, что мою "любимую" утреннюю пробку на Рязанском проспекте вполне можно объехать, соприкоснувшись с основным потоком лишь пару раз. Теперь дорога от дома до офиса занимает у меня намного меньше времени.

Электронный штурман-2. Обновленный PocketGPS Pro
Не так давно вышла в свет система спутниковой навигации PocketGPS Pro от компании "Макцентр". Первые модели ПРЕдставлялись полезной, интересной, но не лишенной недостатков системой. Но как и обещали в компании, программа эта регулярно обновлялась и претерпела немало изменений. Поскольку тема ориентирования в Москве и регионе близка каждому, кто когда-либо сидел за рулем или перемещался иным образом по этому красивому, но кое-где совершенно нелогичному городу, не будет лишним оттестировать комплект PocketGPS Pro и посмотреть, что же изменилось.

Комплект PocketGPS Pro состоит он из трех вещей: собственно программы Pocket GPS Pro на 64-мегабайтной флэш-карте, КПК с ОС Pocket PC, Pocket PC2002 или Pocket PC2003, и GPS-приемника, который к этому КПК подключается.

Чуть выше я упомянул про категорию людей, которые большую часть времени проводят за рулем авто, однако система PocketGPS Pro будет интересна и пешеходам. Правда, система все-таки рассчитана в первую очередь на автомобилистов, и функция составления маршрутов для пешехода будет бесполезна, так как о существовании тротуаров и поездов метро PocketGPS Pro пока не догадывается. Но даже просто иметь хорошую карту Москвы и всегда точно знать, в каком именно ее месте вы находитесь, и иметь возможность быстро найти любую улицу или объект будет, я думаю, нелишним и для пешехода


GPS-приемник

В качестве тестового стенда использовался автомобиль Toyota Camry в кузове SV-30, с предустановленным в него водителем со стажем активного вождения три года, и с застрахованной гражданской ответственностью - просто для спокойствия. GPS-приемник, как я уже говорил, довольно удобно "магнитить" на крышу, однако проблема лишних проводов в этом случае встает достаточно остро и сильно мешает жить. Поэтому я начал искать другие способы инсталляции приемника, и обнаружил, что ему вполне комфортно под лобовым или задним стеклом, а также под передней панелью - сигнал свободно проходит сквозь стекло и пластик.

Система была установлена на аппарат под названием T-Mobile MDA, умеющий исполнять, помимо функций КПК, еще и функции GSM-телефона. Но гибрид КПК и телефона, а не просто КПК, в данном тесте мы использовали не зря.

Дело в том, что PocketGPS Pro обзавелась принципиально новым сервисом - "пробочным". Да-да, система теперь учитывает пробки, причем пробки не какие-нибудь, а актуальные. Для этого достаточно любого соединения с Интернет, будь то соединение на "родительском" ПК, к которому подключен ваш КПК, или GSM-соединение. Вам остается лишь нажать кнопку "Загрузить пробки", получить файл объемом около 5 Кб и наблюдать, как основные и не очень дороги города окрашиваются в разные цвета. Цвет обозначает интенсивность пробок. Самая жестокая пробка - "черная", но за неделю непрерывного использования я не видел ни одного такого затора.


Далее вы, как обычно, прокладываете маршрут, и система, выполняя задачу, учитывая пробки! Это - реально полезная функция, особенно для тех, кто часто ездит по незнакомым магистралям и не знает всех объездных путей. Система их знает, и строит маршрут по таким задворкам, о существовании которых вы и не подозревали. Я, например, обнаружил, что мою "любимую" утреннюю пробку на Рязанском проспекте вполне можно объехать, соприкоснувшись с основным потоком лишь пару раз. Теперь дорога от дома до офиса занимает у меня намного меньше времени.


Маршрут сквозь пробку может быть построен, но только в случае, если у системы не осталось никаких разумных вариантов. Я не считал коэффициенты, которыми PocketGPS Pro пользуется при расчете времени движения по запруженной трассе, но мне кажется, что выбраны они грамотно. Иными словами, просить вас объехать маленький затор на Садовом кольце через МКАД система не станет, предложив (при отсутствии объездных путей) маршрут через пробку.

Актуальны ли пробки? В общей массе - да, вполне, но у меня иногда складывалось впечатление, что некоторые магистрали объявляются перегруженными не потому, что так сообщили телекамеры ГИБДД, а просто потому, что трасса в это время должна быть перегружена. Например, тот же Волгоградский проспект в первые "дни жестянщика", случившиеся в конце октября, спокойно ехал весь день даже на вечно проблемном участке Люблинская улица - третье кольцо, так как многие люди побоялись выезжать в снегопад, и машин на дороге было значительно меньше обычного, и даже многочисленные мелкие ДТП не в силах были застопорить слабенький поток машин. Тем не менее, система напрочь отказывалась строить маршрут по основной дороге, так как там, по ее мнению, наличествовал серьезный затор в обе стороны. К счастью, такие несовпадения случались действительно редко, чаще же всего наличие пробки на экране означало стопроцентное наличие ее на асфальте. И, что самое приятное, вам вообще не надо следить за тем, где есть пробка, а где ее нет, и строить объездные маршруты - система все сделает сама.


Что еще изменилось? Карта Москвы, несомненно, стала более аккуратной и точной. Теперь система предлагает двигаться "против шерсти" на значительно меньшем числе односторонних улиц, и значительно реже предлагает развернуться прямо на дороге, наплевав на двойную сплошную. Это, несомненно, радует. Правда, о том, что кусок Лефортовского тоннеля от Спартаковской площади до набережной Яузы открыт, система еще не знает, ну да это мелочи - это произошло совсем недавно, и это упущение можно простить.


А вот карта Подмосковья больших изменений, к сожалению, не претерпела. Улучшилось качество ее наложения на GPS-координаты, и теперь машина отображается именно там, где должна отображаться, а не на крыше стоящего в двухстах метрах дома. Однако все так же наличествуют несуществующие дороги и переезды, что может сильно помешать вашему продвижению к цели. Например, с помощью PocketGPS Pro версии 1.1.50 по-прежнему нельзя добраться в город Раменское - при движении из Москвы вы обязательно упретесь сначала в пешеходный мост через ручей, а затем, если все-таки исхитритесь преодолеть ручей вброд, будете переезжать железнодорожные пути прямо по рельсам. И таких мелких неточностей - очень много, не говоря уж о том, что об односторонних улицах в подмосковных городах система не знает практически ничего. Будем надеяться, что работа в этом направлении все-таки ведется и когда-нибудь картой области можно будет пользоваться, не опасаясь испытать то, что испытала однажды группа поляков, взявших в проводники Ивана Сусанина. Очередное обновление карты ожидается к новому году.

Кстати, вышеописанные минусы можно было бы если не ликвидировать совсем, то свести их вред к минимуму, будь у пользователя возможность "закрыть" для проезда ту или иную дорогу. Руководитель проекта PocketGPS обещал, что эта возможность вот-вот будет реализована, но пока ее нет, а несуществующие переезды и мосты - есть. Впрочем, это связано лишь с некоторыми техническими трудностями, работа над внедрением системы закрытия дорог ведется довольно активно, и можно ожидать, что очень скоро она будет закончена.

Но даже это блюдце с дегтем не могло испортить общего впечатления от использования обновленной PocketGPS Pro. Карта Москвы теперь вполне адекватна, и уж точно лучше большинства бумажных карт, а возможность учитывать актуальные пробки - вообще выше всяких похвал. Даже когда этот сервис станет платным (пока он в режиме тестовой эксплуатации), я все равно буду им пользоваться. Потому что другого столь же удобного способа объезжать пробки пока, наверное, не существует.

В отпуск по карте
Выбирая место проведения отпуска, мы часто пользуемся картой. Где же я еще не был?.. Глянешь на мелкомасштабную карту мира - кажется, что многие края помнят твое присутствие, но стоит взять в руки "двухкилометровку" 1, к примеру, Крыма или Московской области, и понимаешь, что неисчислимы нехоженые тобою тропы и бесконечна множественность маршрутов путешествий, прогулок и походов.

Выбирая место отпуска, мы часто пользуемся картой. Где же я еще не был?.. Глянешь на мелкомасштабную карту мира - кажется, что многие края помнят твое присутствие, но стоит взять в руки "двухкилометровку"1, к примеру, Крыма или Московской области, и понимаешь, что неисчислимы нехоженые тобою тропы и бесконечна множественность маршрутов путешествий, прогулок и походов.

Прочитав последний спецвыпуск "Компьютеры"2, я твердо решил провести отпуск вдали от дома, и непременно - с набором разнообразной электронной техники. Отправляясь за здоровьем и впечатлениями в места малознакомые, без географических карт и умения ориентироваться на местности не обойтись. А помня, что хорошая подготовка обеспечивает как минимум половину успеха любого предприятия, пришлось попотеть, чтобы найти относительно простые и доступные способы быстро собрать навигационную систему, подготовить карты и спланировать маршрут путешествия.

Сим опытом и спешу поделиться.



Оборудование

Традиционные методы навигации и ориентирования на местности - компас и бумажная карта - уходят в прошлое, уступая место продуктам новых информационных технологий. Меняется сама суть процесса. Точность определения координат даже простейшим GPS-приемником в идеальных условиях не превышает двух десятков метров. Для работы с ним не требуется специальных знаний и навыков: гляди на экран с картой и иди по заранее проложенному маршруту. Если, конечно, у вас та модель прибора, которая поддерживает загрузку карт и таковые есть в наличии. Как выбрать GPS-навигатор, лучше прочитать в упомянутом спецвыпуске "Что взять с собой в отпуск". Здесь же замечу только, что GPS-приемник -довольно хилый компьютер, а расширенные картографические возможности немеряно увеличивают его стоимость. Поэтому в большинстве случаев достаточно (и оптимально по критерию цена/производительность) самого простого навигатора (как, например, мой Garmin eTrex), подключенного к компьютеру. Для автомобильных поездок подойдет старенький ноутбук из первых "Пентиумов", с цветным монитором 9-11 дюймов, каковой сегодня можно купить за цену того самого навигатора. Для пеших путешествий лучший выбор - карманный компьютер: от Palm до PocketPC. Еще необходим интерфейсный шнур, связывающий компьютер и GPS-приемник (у некоторых моделей он входит в комплект поставки3. А для подключения навигатора к КПК нужен девятиштырьковый переходник "папа-папа", который позволяет соединить между собой два интерфейсных кабеля.

Итак, имеем три варианта мобильной навигационной системы: GPS-приемник с расширенными картографическими возможностями (средние вес и стоимость: 150-500 г/$500-600); ноутбук+GPS (1,5-3 кг/$350-450); КПК+GPS (350-450 г/$400-700). Выбирать вам. Я, например, испробовав все три варианта, остановился на последнем.

Это оборудование понадобится нам в походе, а также на завершающей стадии сборов, когда придет время заливать в навигационную систему подготовленные на десктопе маршруты, путевые точки и электронные карты.


Карты и ПО

Подготовка электронных карт не менее важна, чем выбор оборудования. От того, какие карты вы намерены использовать, во многом зависит и выбор программного обеспечения для работы с ними. Причем трудность их поиска и подготовки во многом зависит от того, куда и на каком транспорте вы отправляетесь.

Нет никаких проблем с подробными электронными картами городов и весей Северной Америки и Европы - учтена всякая улочка в каждом провинциальном городишке, каждый отель, закусочная и автозаправка; чуть хуже с остальными регионами и совсем плохо с картами территорий России, да и почти всего бывшего Союза.

Я давно мечтал посетить пещерные города Крыма, особенно те из них, которые лежат вдали от истоптанных организованными туристами тропок, так что, наигравшись с перечисленными выше продуктами, я отложил их в сторону - непригодны для наших дорог.

Для путешествия по богатому природными и архитектурными памятниками Крыму, где величественные руины средневековых городов и монастырей соседствуют с живописными ущельями и водопадами, где за полтора часа езды пересекаешь три климатические зоны: как волшебству попадаешь из знойной степи через прохладный горный ландшафт в ласковые объятья средиземноморского климата южного берега, - так вот, для активного "электронного отдыха" на полуострове нужна крупная электронная карта, желательно "сотка" (в 1 сантиметре - 1 километр).

Почти не надеясь найти подходящие карты, пару дней все же порыскал по Интернету. Карт действительно не нашел, зато обнаружил замечательную программу, позволяющую делать их самому. Это OziExplorer - "шароварная" программа, которая за скромную сумму в долларах или за небольшое потраченное время в Сети вознаграждает своего нового хозяина поистине уникальными возможностями: создание растровых карт, отметка путевых точек и планирование маршрута, навигация с использованием GPS-приемника, поддержка доброй сотни картографических проекций. Вдобавок есть и Windows-, и PocketPC-версии.


Немного освоив работу с Ozi, я обнаружил в Интернете массу растровых карт, сделанных для работы с этой чудной программой: Центральный и Северо-Западный район России, Кавказ, Урал, Камчатка и другие края в масштабах от 1:200 000 до 1:50 0004. Однако несмотря на то, что любители путешествий и Ozi подготовили и выложили в Сети уже много карт, надо быть готовым, что именно той, которая вам нужна, не найдется или она по каким-либо причинам вас не устроит, поэтому придется делать ее самостоятельно. Так вышло и со мной - Крыма не оказалось. Пришлось идти в ближайший магазин "Атлас" и покупать плакатного вида "Республику Крым".




Сканирование

Бумажные карты встречаются в нескольких видах: номенклатурные листы топографических карт, атласы-"книжечки" и большие "раскладушки". Лучше всего использовать стандартные топографические карты, так как они служат основой для всех остальных видов продукции и содержат самую полную информацию о местности.

Хотя карты обычно печатаются в восьми цветах, сканировать целесообразно в 24-битном цвете с разрешением 300 dpi. Карта нужного размера, как правило, больше листа формата А4, поэтому сканировать карты придется с перекрытием, а готовые файлы выравнивать, "склеивать" и обрезать. Всю процедуру обработки удобно делать в Photoshop'е. Допустимая нестыковка отсканированных листов не должна превышать нескольких пикселов. "Склеенное" изображение необходимо сохранить в BMP- или TIFF-файле. OziExplorer понимает, конечно, и другие растровые форматы, в том числе JPEG, но версия программы для КПК поддерживает только BMP и TIFF. Будьте готовы к тому, что конечный файл потянет на десятки мегабайт. Для навигационной системы на основе ноутбука это не страшно, но для КПК такой объем неприемлем. Выход прост: уменьшить количество цветов до 256 или даже до десяти (в Photoshop'е это делается с помощью средства ImageХModeХIndexed Color), при этом файл может "похудеть" на порядок.


Настройка OziExplorer


Теперь ненадолго отложим карту и настроим OziExplorer (FileХConfiguration). В закладке GPS необходимо указать модель используемого навигатора (рис. 2), в закладке COM -

обязательно установить значение 9600 для Upload/Download Baud Rate и 4800 для NMEA Baud Rate. Необходимо также определить, в какой системе координат вы будете работать. Есть два варианта: отечественная 1942 года (Pulkovo 42) и американская WGS 84. Если вы пользуетесь готовыми растровыми картами, обратите внимание на систему координат, в которых они привязаны, и поставьте ее в закладках MapsХ Blank Map Datum, GPSХGPS Upload/Download Datum и GPSХ GPS NMEA Output Datum, а также установите ту же систему координат в GPS-приемнике. Разница между представлением координат в Pulkovo 42 и WGS 84 не слишком большая (на местности это выливается в ошибку не более 150-200 метров), но в некоторых случаях может быть критичной.




Привязка карты


Отсканированное растровое изображение еще не электронная карта. Чтобы она стала таковой, ее необходимо откалибровать, или привязать. Суть этой процедуры в том, что на основе нескольких опорных точек с известными координатами каждому пикселю отсканированного изображения присваивается значение географических координат: широты и долготы. Если в качестве исходной использована бумажная топографическая карта, то в этой процедуре нет ничего сложного: в центре и четырех углах листа вы найдете точные значения координат. Из меню FileХLoad and Calibrate Map Image загружаете отсканированное изображение карты, в появившемся меню устанавливаете значения, как показано на рис. 3, а

в Projection Setup - как на рис. 4 (при этом для заданной долготы Central Meridian = (INT(долгота/6°) + 1) ґ 6° - 3°). Далее, переходите на закладку Point 1, ставите на карте маркер на одной из точек с известными координатами и вписываете значение ее широты и долготы в позиции Lat и Long (рис. 5). Повторяете эту процедуру минимум дважды, а еще лучше - не менее пяти раз для различных точек (незарегистрированная версия OziExplorer больше двух установить не позволяет).

Часто исходная карта не имеет градусной сетки, но на ней, как правило, нанесена немаркированная километровая сетка. В этом случае, чтобы привязать карту, нужно в первую очередь найти координаты нескольких точек на карте, взятые из других источников: например, из MapSource WorldMap (программное обеспечение для работы с GPS-приемниками компании Garmin) или из подсистемы NameSearch - это встроенная в OziExplorer (OptionХName Search) утилита, позволяющая выбирать географические объекты из базы данных5. В последнем случае выбор точек привязки производится следующим образом. Открываем пустую карту (MapХ Blank Map), запускаем Name search, вводим на транслите название взятого с привязываемой карты города или поселка, выбираем подходящие объекты и сохраняем их как путевые точки - waypoint (рис. 6). Затем загружаем исходное изображение карты и привязываем его описанным выше способом с использованием выбранных путевых точек (кнопка Wp на рис. 5).


Если есть желание, по километровой сетке можно сделать более точную калибровку. Для этого необходимо в установках открыть закладку Maps, выбрать в Alternate Grid - User Grid и в выпадающем меню установить данные проекции топокарты (рис. 4). Затем включить отображение (MapХGrid Line SetupХOther GridХGrid On) и ввести шаг сетки Line Interval, равный для масштаба 1:200 000 четырем километрам, для "сотки" - двум километрам. В итоге вы увидите, насколько километровая сетка откалиброванной карты совпадает с рассчитанной сеткой, что позволит уточнить расположение точек привязки.








Разработка маршрута

Чисто технически прокладка маршрута не представляет никаких трудностей. Сначала ставим путевые точки (кнопка Wp) в местах, которые нужно непременно посетить (на рис. 7 обозначена большая часть пещерных городов). Затем, учитывая обозначенные на карте тропы и дороги, придумываем маршрут, определяем места предполагаемых привалов и ночевок, ставим дополнительные waypoints на перекрестках дорог. (Только надо помнить, что составление маршрута - дело тонкое. Ведь местность, какой она кажется нам на карте, может отличаться от реальности, и здесь консультация знающих людей не помешает.) Наконец, соединяем полученные точки с помощью редактора маршрутов ViewХRoute Editor (рис. 8).


Загрузка данных

В итоге мы должны получить следующий набор файлов: одно или несколько изображений карты (*.bmp или *.tif), соответствующие им файлы привязки (*.map), файлы путевых точек (*.wpt) и маршрутов (*.rte). Переносим эти данные в ноутбук с инсталлированной OziExplorer или на КПК, предварительно установив на нем OziCE.


Если вы хотите использовать GPS-приемник не только в связке с компьютером, но и автономно, то путевые точки и маршруты целесообразно загрузить и в него. Для этого необходимо подсоединить навигатор к десктопу, установить в Setup'e приемника протокол связи с компьютером Garmin (в более ранних версиях - GRMN/GRMN) и загрузить данные по командам GarminХSend Waypoints to GPS и GarminХSend Routes to GPS.

Теперь все, можно выезжать в поле. Хотя нет, пожалуй, надо все же прихватить компас и сделать твердую копию карты с маршрутом. Вдруг техника подведет?..



Карта масштаба 1:200 000, в одном сантиметре - два километра.


"Что взять с собой в отпуск" - спрашивайте на журнальных лотках.


Мне пришлось покупать отдельно. Совет:берите отечественный, а не "фирменный" шнур - тот как минимум вдвое дороже. На сэкономленные деньги можно приобрести, например, легальную версию неплохой картографической программы под Pocket PC.


Для ориентировки в нумерации номенклатурных листов карт советую ознакомиться со схемой разграфки бланковой карты на листы различных масштабов.


Базу координат около 450 тысяч объектов на территории бывшего Союза можно скачать с www.realbiker.inc.ru/GeoNameSearch.shtml.
+ Главная
+ Что такое GPS?
+ Зачем нужен GPS?
+ Как использовать GPS?
+ Готовые решения
+ Альтернативы GPS




источник
Автобагажники THULE
 фото дня

 
ГОРЯЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!


Автопутешествие по Средней Азии. 27.06.2008 – 02.08.2008. Памир - Алтай 2008.
Средняя Азия 2008. Россия – Казахстан (Аральское море, Малое море) – Узбекистан (Ташкент, озеро Чарвак, Самарканд, Бухара) – Таджикистан (Душанбе, Хорог, Памир) – Киргизстан (Бишкек, озеро Иссык-Куль) – Казахстан (Алма-Ата, озеро Балхаш) – Россия (Алтай, озеро Телецкое). Более 16.000. км, 37 дней.

Фотохронология поездки Средняя Азия. Памир - Алтай 2008.


Карта Москвы


В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ Отправить письмо
Разработка Евгений Суслин
© 2005, Rus Auto Travel Agency. All rights reserved.
Rambler's Top100