
| КАРАВАН-САЛОН
05-02-2007 Человек слабо похож на улитку. Однако провести определенные параллели можно. Оба они стремятся к максимальному уюту, комфорту и защищенности.
Улитка, известный домосед, реализовала свои потребности в наивысшей степени — она везде таскает за собой свой дом. Человеку, чтобы достичь того же уровня, пришлось изобрести автокемпер — дом на колесах.
Omnia mea mecum porto. Все свое ношу с собой. Когда-то таким образом декларировался принцип «необходимой достаточности», но в наши дни такая постановка вопроса не работает. С собой носить хочется достаточно много — кровать, кухню, туалет, запас еды и одежды, — и все это как минимум на двоих. Чего проще — запихал это все в коробочку и поставил ее на колеса… До такого решения додумались довольно давно: достаточно вспомнить понятие «кибитка». Передвижной дом кочевника-скифа был первым образцом автокемпера. Потом это понятие творчески развили героические покорители Дикого Запада, годами жившие в своих чудовищных размеров фургонах. Чтобы сдвинуть многокомнатную повозку с места, применялась вовсе не лошадиная сила: за освоение Америки сказать «спасибо» нужно быкам. Лошади бы не выдержали. Сегодня кемперы пользуются дикой популярностью и в Европе (в первую очередь в Германии), и в Соединенных Штатах. К примеру, только Старый Свет приобретает около 100 тысяч мобильных жилищ в год. Дошло до того, что на равнинах Северной Америки появляются целые кемпер-городки — стационарные стоянки колесных жилищ, где можно пополнить запасы воды, еды, топлива, да и электричество там стационарное. Многие так и живут — годами не садясь за руль. Мир мобильных домов так же разнообразен, как и мир обычных автомобилей. Есть дешевые малолитражки и роскошные «лимо-автобусы». Впрочем, некоторой классификации кемперы все же поддаются. Первый признак, по которому подразделяются дома на колесах, — способ передвижения. Собственно кемперы ездят сами, а трейлеры приходится буксировать, цепляя за фаркоп автомобиля, который превращается в дополнительную комнату. Настоящий, что называется, аутентичный кемпер можно было наблюдать в знаменитом блокбастере Квентина Тарантино From Dusk Till Down — именно на нем герои пересекали мексиканскую границу. Между этими двумя огромными классами располагается специфический отряд помельче, когда жилое помещение просто надстраивается над уже существующей легковой либо малогабаритной грузовой платформой. Так создается один из немногих отечественных «домов на колесах» под названием «Купава». Для его постройки используется платформа «ГАЗели». Можно при желании и на пикап установить некое подобие кунга, превращенного в микрогостиную. В Европе самой большой популярностью пользуются кемперы на базе микроавтобусов Peugeot Boxer, VW Crafter, Mercedes Sprinter или Ford Transit. Естественно, школьный класс туда не поселишь, но для небольшой европейской семьи и сравнительно узких дорог — в самый раз. К примеру, немецкая компания Seitz встраивает в такое малогабаритное пространство полностью укомплектованную кухню с плитой и холодильником, отопление, душ и туалет. В «доме» есть даже двуспальная кровать размером 1,95 х 1,60 м. Называется все это Tikro 2 и стоит от 35 тысяч евро. Встречаются кемперы, построенные на базе высокопроходимых грузовиков — такой дом в состоянии доставить жильцов куда угодно. Внутренняя отделка кемпера ограничена только фантазией владельца, его бюджетом и площадью собственно жилого пространства. Ценные породы дерева, бюджетный ламинат или пластик, плазменные ТВ-панели плюс DVD либо кассетная магнитола, GPS-навигация, автономное отопление, дорогая сантехника, стиральная машина либо просто спальное место над крышей кабины водителя... Для усиления эффекта общения с природой частенько пару стен делают раздвигающимися, а крышу — поднимающейся. Чем это так пахнет?.. Это свежий воздух, сынок! Самые большие кемперы строятся на базе полноразмерных автобусов. Здесь сравнение с «домом на колесах» либо мобильным отелем уже не работает. Такие, с позволения сказать, транспортные средства более похожи на элитные круизные яхты. В Германии (стране, занимающей первое место по производству кемперов) самое дорогое предложение на рынке — кемпер Ultra Super Nova элит-класса Integrierter. Он стоит 585 200 евро. Все достаточно просто: максимальный комфорт для восьми человек плюс мобильный гараж для машинки системы Smart… Принцип «корабля-матки» в действии. А что? Приезжаешь в какую-нибудь европейскую столицу, паркуешься на кемпер-стоянке и объезжаешь достопримечательности на своем же «смарте». Чего еще желать? Кемпер-стоянки нередко становятся туристическими центрами для вполне конкретного вида туристов. Магазинчики, ресторанчики, сувенирчики, бассейны, дискотеки… Страна в миниатюре. Караванинг (так говорят в Европе о кемпер-туризме) давно превратился в доходный бизнес. И продажа, и строительство кемперов, и организация инфраструктуры для путешественников приносят неплохой доход в силу высокой популярности караванинга. Путешествие на кемпере — вовсе не способ сэкономить пару десятков или сотен евро. Зачастую этот вид отдыха становится даже дороже традиционных путешествий. Покупают кемпер и отправляются на нем в путешествие люди, стремящиеся к нетрадиционной свободе, к оригинальности во всем, но при этом не желающие терять ни грамма комфорта. Это просто еще один способ увидеть мир под специфическим углом, не попадая в рабскую зависимость от расписания поездов и самолетов, количества свободных номеров в гостиницах и списка блюд в ресторанах. Любимая кровать и любимый борщ всегда с тобой, и при этом вовсе необязательно покупать кемпер в полную собственность. Зачем, если большую часть года он все равно будет пылиться в гараже? Можно ведь просто взять в аренду на время отпуска. В России с подобным видом путешествий пока очень вяло. Из отечественных серийных образцов — только уже упомянутая «Купава», перегнать в страну из Европы — дорого из-за непомерных таможенных расходов, инфраструктура отсутствует, если не считать стоянок дальнобойщиков. С другой стороны, хорошо, что хоть что-то выпускают и сдают в аренду. В Москве цена на аренду кемперов «Купава» колеблется от 100 до 200 долларов за день путешествия, в зависимости от сезона, что сравнимо с европейскими ценами, но качество, естественно, другое. Зато в Германии придется оплатить как минимум неделю аренды… В России нет даже официальной классификации автодомов, и в графе техпаспорта «Тип транспортного средства» их отмечают как «прочие грузовые», приравнивая к автофургонам и автолавкам. Таким образом, чтобы отправиться в путешествие в мобильном доме, придется сдать на права категорий «С» и «Е». По этой же причине — отсутствии классификации — невозможно определить, сколько автодомов и жилых прицепов зарегистрировано в стране. Но появление представительств западных компаний и отечественных производителей свидетельствует, что бизнес развивается. Развивается и инфраструктура, пока, правда, там, где больше всего возможностей для караванинга: на Алтае и в районе озера Иссык-Куль. источник
|